Банкиры не согласны с предложениями Минфина, который хочет обязать банки уведомлять заемщиков об изменении условий кредитного договора по почте за 45 дней. Это повысит стоимость услуг для клиентов и лишит банки гибкости в реагировании на рыночные изменения, считают лоббисты из Ассоциации российских банков.

Ассоциация российских банков (АРБ) подготовила отрицательное заключение на законопроект Минфина, опубликованный на сайте ведомства в ноябре. Министерство предложило информировать клиентов банков о полной стоимости кредита, изменив правила оформления кредитных договоров и обязав банки уведомлять каждого клиента об изменениях в комиссиях. В договорах должна быть вся информация о стоимости займа, ее Минфин предлагает печатать максимально крупным шрифтом в рамке в правом верхнем углу, следует из законопроекта. Направлять уведомления заемщикам кредитные организации могут по почте или иным способом, предлагает министерство.

Дополнительные требования к форме информирования заемщика являются необоснованными и лишними, говорится в заключении АРБ. Вопрос ознакомления заемщиков с полной стоимостью кредитов должным образом урегулирован в действующих законах, банки в договорах с клиентами прописывают всю информацию, этого достаточно, поскольку по данному вопросу нет судебной практики, считают лоббисты из АРБ. Кроме того, указанные дополнения ограничивают право сторон договора на обмен документов или заключение сделки другим способом, следует из заключения.

Предложенные Минфином изменения не нужны, считают банкиры. Сейчас банк прописывает стоимость кредита либо в самом договоре, либо в графике платежей, клиент все равно получает всю необходимую информацию, комментирует зампред правления банка «Ренессанс кредит» Сергей Королев. Ограничение по размеру - площадь рамки в процентах от страницы - привязывает банки к бумажному формату уведомления, а это дороже для банка и менее удобно клиенту, чем электронный документ, говорит банкир.

Минфин предлагает обязать банки оповещать клиентов об изменениях комиссий за 45 дней до вступления их в силу. Это слишком большой срок, считает АРБ и предлагает сократить его до 30 дней: это позволит банкам быстрее реагировать на изменения на финансовых рынках. Возникающие в связи с этим риски могут привести к увеличению размеров комиссий, следует из заключения. Длительные сроки уведомлений также увеличат сроки внедрения новых банковских продуктов. Мировая практика - 30 дней, этого времени достаточно, чтобы клиент мог, если захочет, отказаться от услуг, а банк - гибко реагировать на рыночные изменения, солидарен Королев.

Индивидуальное уведомление клиентов по почте АРБ считает излишне затратным - это, по мнению лоббистов, приведет к удорожанию банковских услуг. Ассоциация предлагает использовать другие способы рассказать клиентам об изменениях договоров: sms-сообщения, электронные письма, сообщения на сайте банка в личном кабинете клиента, а также телефонные звонки. «Ренессанс кредит» в свое время отправлял большое количество заказных писем с уведомлением своим клиентам. «Более 40% писем к нам вернулось, одно заказное письмо стоило около 60 руб., а у нас 4,5 млн клиентов - это очень дорого для банка», - вспоминает Королев.

Оформлять согласие потребителя на выполнение отдельных услуг нецелесообразно, ведь банковские услуги часто являются комплексными и нельзя определить, какая из услуг основная, а какая комплексная, пишут специалисты АРБ. Они приводят как пример договор банковского счета, предусматривающий выпуск и обслуживание банковской карты. Увеличение документооборота приведет к росту расходов клиентов, отмечает ассоциация. С одной стороны, договоры на каждую услугу - правильная инициатива, но с другой - большинство клиентов не читают то, под чем подписываются, а банкам придется завести целые службы под бюрократию, иронизирует вице-президент Национального резервного банка Антон Дорохов.

Цена вопроса

Клиентом Сбербанка, по данным «Тройки диалог», является каждый второй из 142 млн россиян. Заказное письмо стоит около 30 руб., заказное уведомление - порядка 33 руб. Если банк решит уведомить каждого клиента о единичном изменении комиссии, ему придется потратить 4,4 трлн руб. У Национального резервного банка в Москве 10 528 клиентов-физлиц с 14 630 счетами. На уведомления банк потратит почти 1 млн руб. только в Москве и почти столько же - в регионах.