Cитуация в туристическом секторе сегодня мало напоминает рыночную. Почему одни туроператоры неожиданно банкротятся, другие продолжают предлагать все более дешевые туры и чем грозит первому заму гендиректора "Аэрофлота" "связь" с туристическим агентством, пытался выяснить "Ко".

Два года назад "Аэрофлот" решил начать продажу блоков мест на регулярные рейсы в формате электронных торгов, доступ к которым могли получить все туроператоры. 10 февраля 2010 г. главы крупнейших туркомпаний собрались в офисе перевозчика, чтобы обсудить с его гендиректором первые торги, назначенные на 25-26 февраля. "Ждали в смежном с кабинетом Савельева зале, - вспоминает один из руководителей крупной турфирмы. - Но когда Виталий Савельев вышел в сопровождении Андрея Калмыкова, присутствующие тихо ахнули: последнего все знали как помощника министра транспорта и владельца компании "Санрайз Тур". "Я хочу ликвидировать барьер между авиакомпанией и туроператорами, обеспечить свободный "доступ к телу". Мы хотим летать рентабельно", - заявил Савельев. Но очень рентабельно работать довелось "Санрайзу", а не "Аэрофлоту", который если и не терпел прямых убытков, то недополучал многомиллионную прибыль.

"Ко" удалось выяснить, что могут инкриминировать топ-менеджеру в ходе служебного расследования, анонсированного "Аэрофлотом" после письма сотрудников "Ланта-тур". Они обвинили Андрея Калмыкова, отвечающего за распределение чартерных рейсов для туроператоров, в проблемах своей компании, утверждая, что он действует в интересах "семейного бизнеса".

ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ

Заместителем генерального директора по коммерции "Аэрофлота" Андрей Калмыков был назначен в апреле 2010 г. Вероятно, поэтому первыми электронными торгами остались довольны как туроператоры, так и авиакомпания. Но с его приходом политика перевозчика начала выстраиваться в пользу одного туроператора. Уже 20 мая на заседании правления компании рассматривался вопрос о чартерной программе 2010-2011 гг. "Подписаны договоры с четырьмя туроператорами, - докладывал Калмыков. - Всего на сумму $2,71 млн, планируемый эффект - $270 400". Не удивительно, что больше всего рейсов досталось "Санрайзу" (16 вылетов на Airbus-320 в Кальяри, Италия). В зимнем сезоне планировалась концентрация на регулярных рейсах. "Лишь при наличии "окон" и технической возможности должны были формироваться чартерные программы и новогоднее усиление", - говорилось в презентации Калмыкова, выступавшего перед правлением. Между тем расширение регулярных рейсов происходило на курортных направлениях: пляжных - Хургада и Шарм-эш-Шейх (на 320%), горнолыжных - Зальцбург и Инсбрук (на 100%).

При Андрее Калмыкове "Аэрофлот" начал резкое и активное продвижение в туристической нише - увеличивал количество рейсов на традиционных направлениях, развивал чартерные перевозки. Более того, с подачи Калмыкова авиакомпания стала хаотично приобретать новые лайнеры, ориентируясь именно на чартерный рынок. Речь, в частности, идет о готовящейся покупке "Боингов-777", что при имеющихся А-330, примерно аналогичных по характеристикам, выглядит довольно странно. А эксплуатация разных типов приведет к дополнительным многомиллионным расходам. "Идея Калмыкова - брать самолеты с ярко выраженными чартерными свойствами", - отмечает один из сотрудников "Аэрофлота". "Если с приходом Калмыкова в "Аэрофлот" вдруг начался активный разговор о захвате компанией чартерного рынка, это наводит на размышления. Ил-96 стали ставить на чартерные рейсы, - комментирует акционер "Аэрофлота" Александр Лебедев. - Логично, если "Аэрофлот" будет давать борта "своим" туроператорам". По его мнению, первое, что надо проверить, - не предоставляет ли господин Калмыков эти чартеры своей "родной" турфирме, а с другой стороны, не душит ли всех остальных туроператоров, не допуская их до тендеров?

ЗОЛОТЫЕ БИЛЕТЫ

"С появлением в "Аэрофлоте" господина Калмыкова компания перестала выставлять на открытые торги реально интересные туроператорам направления, - констатирует пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. - В сентябре 2010 г. на торгах на зимний сезон 2010 - 2011 гг. блоки на 8 из 14 направлений, предложенных "Аэрофлотом", туроператорам были не нужны. При этом выяснилось, что блоки на Анталию, которые не выставлялись на торги, достались "Санрайзу", причем на $100 дешевле по сравнению с ценой, по которой готовы были покупать другие операторы".

Как стало известно "Ко", на летний сезон 2010 г. с ООО "Санрайз Тур групп" на внеконкурсной основе был заключен договор на выполнение блочных перевозок по маршруту Москва - Анталия - Москва на 53 460 мест на общую сумму 9 088 200 евро, на Инсбрук с "Санрайзом" также заключили эксклюзивное соглашение, а в марте прошлого года "Аэрофлот" подписал с турфирмой договор, по которому она получила на турецком направлении 40 810 мест по цене $220 за кресло. Причем Tez Tour перед этим запрашивал у авиаперевозчика места по цене $320 и выше. Таким образом, каждый билет мог быть продан на $100 дороже, поэтому, если посчитать, то выяснится, что "Аэрофлот" потерял на этом более $4 млн. Кроме того, рейсы на Анталию загружаются очень хорошо даже зимой индивидуальными пассажирами, а средняя ставка по ним выше, чем в блоке мест, которые продаются туроператорам.

Генеральный директор Tez Tour Владимир Каганер написал по поводу несправедливого распределения мест письмо помощнику президента Аркадию Дворковичу. "Аэрофлот" без всяких оснований стал изменять результаты выигранных лотов и цены по ним, - говорилось в письме, - заявки на авиаперевозки без всяких объяснений отклоняются, в то же время заключаются договоры с избранными туроператорами, такими как "Пегас Туристик", "Санрайз", которые, по имеющейся у нас информации, дешевле наших предложений и не представляют коммерческой выгоды". Тогда все ограничилось внутренней проверкой в "Аэрофлоте", не выявившей никаких нарушений.

После отказа авиаперевозчика выставлять на аукцион интересующие    турфирмы   направления   электронные   торги   превратились   в   пустую    формальность,    многие   перестали   в   них   участвовать,   а   самые    привлекательные    направления    стали   распределяться   на   закрытых    переговорах.

РУКА РУКУ МОЕТ

О начале бизнес-карьеры Андрея Калмыкова известно немногое. Закончив в 1996 г. Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики, он уже в апреле того же года стал коммерческим директором ООО "Институт бизнеса", а в ноябре 1998-го занял аналогичную позицию в компании Sunrise Tour, говорится в официальных документах "Аэрофлота". Участники рынка рассказывают, что бизнесмен несколько лет проработал в Турции, занимаясь там туристическим бизнесом, а в 1998 г. стал учредителем фирмы "Санрайз", которая к тому моменту уже четыре года работала на турецком направлении. Затем он возглавил эту компанию, став председателем совета директоров ГК Sunrise Tour. "До того момента, пока Калмыков не стал помощником министра транспорта (декабрь 2008 г. - Прим. "Ко"), компания ничего особенного собой не представляла", - констатирует Ирина Тюрина. Ее чистая прибыль по итогам 2008 г. составила всего 184 000 руб., но по состоянию на конец 2009-го "Санрайз" занял уже 6-е место среди агентов "Аэрофлота" по объемам продаж.

Выйдя на работу в Министерство транспорта, господин Калмыков переписал компанию на своих близких. В марте 2008-го учредителем ООО "Санрайз аудит сервис" стала его супруга Оксана Калмыкова, в мае того же года ей и матери Андрея Юрьевича - Евгении Калмыковой - перешли права собственности и на ООО "Санрайз эссет менеджмент" (в состав этой структуры входит ООО "Санрайз Тур групп"), а в сентябре 2008 г. Оксана Калмыкова "оказалась" владелицей ООО "СанЭкспрессТрэвэл" (гендиректором был назначен Дмитрий Мазуров).

В "Аэрофлоте" говорят, что о бизнесе Андрея Калмыкова все знали. "Весной прошлого года мы рассматривали вопрос о принципах взаимоотношений "Аэрофлота" с туристическими фирмами и считаем, что процедура построена таким образом, что никакая турфирма не может купить блоки мест на индивидуальных условиях", - подчеркивает член совета директоров авиакомпании Сергей Алексашенко. Тем не менее проверкой взаимоотношений "Аэрофлота" и компании "Санрайз" будет заниматься комитет по аудиту. Что может вскрыть новая проверка?

НЕРЫНОЧНЫЙ ПОДХОД

В электронных торгах "Аэрофлота" на зимний сезон 2010 - 2011 гг. "Санрайз" уже не участвовал, да компании это было и не нужно. При непосредственном участии господина Калмыкова она получила лучшие направления по прямым договорам с авиаперевозчиком: Гоа, Верона, Зальцбург и Турин, причем на всех из них самое большое число блоков мест. Примечательно, что именно по этим направлениям чартерной программы "Аэрофлот" и понес убытки (по Гоа - $909 000, на Вероне он потерял $274 000, а на Турине - $37 000), исключением стал Зальцбург, где перевозчик заработал $40 000. Всего же авиакомпания получила от зимней чартерной программы с 2009-2010 гг. около $600 000, говорится в письме заместителя гендиректора "Аэрофлота" Шамиля Курмашова Виталию Савельеву. Но Калмыков продолжал настаивать на необходимости "развития чартерного бизнеса в дополнение к основному расписанию". "В целях сохранения доли рынка и увеличения загрузки рейсов в летний период на маршруте Москва - Анталия - Москва считаю целесообразным заключение договора о реализации блочных мест на территории РФ с 100% ответственностью на сезон "Лето 2011" с агентом ООО "Санрайз Тур групп" - говорится в письме Андрея Калмыкова на имя Виталия Савельева. Хотя о предыдущих результатах программы "Санрайза" уже было известно, при непосредственном участии Калмыкова договор с турфирмой получил одобрение.

ДЕПУТАТСКИЙ КОНТРОЛЬ

Примечательно, что именно в разгар конфликта с "Ланта-тур" совет директоров "Аэрофлота" назначил Андрея Калмыкова первым заместителем генерального директора. Это позволит, как говорится в сообщении компании, оптимизировать организационную структуру перевозчика "в соответствии с лучшими мировыми отраслевыми стандартами". "Новый статус соответствует выполняемому им объему работ, - объяснил "Ко" Сергей Алексашенко. - Калмыков будет курировать планирование и координацию операционной деятельности, оперативное управление производством в авиакомпании, департамент по наземному обеспечению перевозок".

Но за пределами авиакомпании это назначение было воспринято не столь однозначно. Депутат Госдумы Алексей Корниенко направил на имя генпрокурора Юрия Чайки запрос с требованием расследовать деятельность Андрея Калмыкова в связи с его аффилированностью с группой туристических компаний "Санрайз Тур". "После событий с "Ланта-тур" я не хотел бы допустить новых трагичных последствий для туриндустрии, - заявил "Ко" Алексей Корниенко. - Это не первый раз, когда близкородственные связи мешают развитию той или иной сферы деятельности в нашем государстве".

Также никто не отменял распоряжение премьер-министра о проверке топ-менеджмента компаний с госучастием на предмет аффилированности с контрагентами. Уже многие руководители энергокомпаний покинули свои посты, не дожидаясь завершения проверок. В "Аэрофлоте" до окончания внутренней проверки взаимоотношений авиакомпании и туроператора "Санрайз Тур" ситуацию вокруг господина Калмыкова не комментируют.