Именно Владимир Путин должен возглавить борьбу с коррупцией. Об этом в открытом письме премьеру написал бизнесмен Александр Лебедев. Он предложил ввести институт спецпрокуроров и начать парламентские расследования хищений. Сам Лебедев дал интервью ведущему Роману Карлову.

–– О каких спецпрокурорах вы написали Путину? Какими особенными функциями они должны быть наделены?

–– Во-первых, Путин уже один раз назначал спецпрокурора. Помните, был такой следователь прокуратуры Лоскутов? Который расследовал дело "Трех китов", где запутались четыре спецслужбы в интригах друг против друга. Другое дело, это не было институционализировано, это было так, что называется, по случаю. Поэтому, с учетом того, что Путин недавно предложил усовершенствовать закон о парламентских расследованиях, я предлагаю туда этот институт и ввести, а также я предлагаю справку, как этот институт функционирует, и как он законодательно прописан в Соединенных Штатах. Есть и европейский опыт, но с учетом последних событий вокруг, например, Бальтасара Гарсона, известного испанского судьи, я, может, пока бы больше ориентировался на опыт американский.

–– Вы приводите в пример и российских олигархов, в том числе бежавших за рубеж. Это что означает, что вы предлагаете расширить границы борьбы с коррупцией и в неком международном масштабе?

–– Конечно, я просто считаю, что ни мы, ни Соединенные Штаты, ни Африка, ни Азия в одиночку с этим явлением не справимся, поскольку это происходит достаточно просто, сплошь и рядом, и никаких наказаний за это нет. Может, исключение Берни Мэдофф или Лазаренко, но это только подтверждает правило, что это достаточно безнаказанный вид деятельности.

Человек здесь присваивает деньги, например Бородин в "Банке Москвы" или Пугачев в "Межпромбанке", убегает за границу, там нанимает сотню адвокатов, деньги распределяет по всяким офшорным юрисдикциям и специальным банкам, отмывочным, и дальше попробуйте с ним что-нибудь сделать.

Вот, например, известная история: Совкомфлот, российская государственная стопроцентная дочка, против бывших менеджеров судились шесть лет в Великобритании в Лондоне, потратили применительно к украденным деньгам $650 млн. Они были арестованы по всему миру, это достаточно эффективно сработала российская сторона. Потратила российская сторона несколько десятков миллионов, на самом деле такого прямого победного результата там нет, дело находится в аппеляционной инстанции.

Я посчитал строго, что на каждый украденный миллиард, например дело Аблязова, "БТА Банк", который недавно был приговорен английским судьей, убежал из Англии, примерно на каждый миллиард нужно потратить $100 млн, 7-8 лет. Смотрите дело: нигерийский народ против бывшего президента Абачи, у которого было 5 млрд арестовано.

Что касается дела Лазаренко, то сам он заканчивает срок в Соединенных Штатах, довольно длительный, но все его арестованные $200 млн до сих пор под арестом, и у американского Минюста вместе с ФБР не хватает сил, чтобы эти деньги из-под ареста вынуть в судебном порядке и вернуть народу Украины.

Поэтому, если единый орган с очень большими полномочиями не будет создан, например при Евросоюзе или при нашем участии в политическом крыле НАТО, если международное законодательство не будет усовершенствовано, сегодня кроме конвенции ООН по борьбе с коррупцией, в общем-то, и инструментов особо нет, то, конечно, мы так и будем, значит, даже если мы сподвигнемся на возврат украденных из России денег серьезно, работая за границей в судах, с детективными агентствами, с уголовными преследованиями, мы будем 10 лет это возвращать, и стоить нам это будет колоссальных денег.

–– А вы от Путина сейчас какой реакции ждете?

–– Я не жду прямо завтра реакции, это, наверное, какое-то мое там сотое письмо за 5 лет. Но вот смотрите, я когда-то внес закон по налогу специальному на доходы, принесенные ветром, это налог на наши приватизационные доходы 90-х годов. Я внес этот закон в 2007 году. Путин поддержал эту идею две недели назад, поэтому иногда мне отвечают достаточно быстро, иногда достаточно долго.

Но мне кажется, что если Путин не возглавит после того, как он будет избран президентом, а он будет избран, безусловно, у него будет хороший мандат поддержки, то вся эта история, она вернется, ну, строго говоря, обратно к нему. Многие эти мошенники уже сейчас в Лондоне говорят, что это не мы украли деньги, а это гнилой режим Медведева-Путина у нас отобрал честно заработанные деньги. Это уже мы видим, это есть в моем письме.

–– Вы также пишете, что готовы оставить бизнес и, я так понимаю, возглавить эту борьбу с коррупцией или просто как-то принять участие, в каком качестве?

–– Возглавить, конечно, должен президент и руководители соответствующих ведомств. Я, вообще, свое выступление на ниве бизнеса практически заканчиваю. Я избавился от всех инвестиций на Украине, от всех строительных вещей по малоэтажному доступному жилью. Наверное, в ближайшее время я даже от значительного количества акций в банке и то избавлюсь. Я буду свободен, и как вариант я предложил, что от меня может быть польза на этой ниве. Я хорошо знаю предмет.