На связь с нами выходит российский бизнесмен, кроме прочего владеющий изданиями Independent и London Evening Standard, Александр Лебедев.

Господин Лебедев, спасибо, что вы к нам присоединились. Как вы считаете, хорошо ли, что господин Путин еще на шесть лет вернулся на пост президента?

Александр Лебедев, владелец газет: Сомнений по поводу того, что он набрал 63 процента честно, нет. Но нет также сомнений и в том, что честными эти выборы не были. Например, если бы я баллотировался, то я бы не смог собрать 2 миллиона подписей по всей стране за три месяца, то есть за три недели. Да и специальная государственная комиссия ни за что не позволила бы мне баллотироваться. Кроме того, многие СМИ сейчас контролируются государством.

Но давайте будем тактичными. Я видел выборы намного хуже этих. Например, когда я выставлял свою кандидатуру в 2003 году против мэра Лужкова, или в Сочи, или же когда я в 2007 году пытался попасть в парламент. Тогда выборы были гораздо сильнее сфальсифицированны, намного менее честными.

Так что я думаю, что это новое явление, уличные протесты, носят отнюдь не революционный характер, а являются выражением того, что чувствует наиболее образованная часть общества - что другие системы не функционируют: выборы, партии, парламент, юридическая система. Протесты работают. Думаю, мы добились довольно многого.

И кстати, я не нахожусь здесь в иммиграции. Я вернусь в Москву и надеюсь, тоже приму определенное участие в происходящем. Будучи издателем "Новый газеты", я стараюсь не занимать ничью сторону. Но в некотором роде, если меня не подводит интуиция, этим новым способом выражения своего мнения государственному аппарату о коррупции и плохом обращении можно добиться проведения в стране многих реформ. Надеюсь, Путин услышит, что мы говорим.

Другими словами, вы считаете, что выборы, если рассматривать весь процесс в целом, были незаконными и что в результате это все выльется в уличный протест, народное восстание, что заставит Путина пойти на уступки.

Александр Лебедев: Вопрос о законности будет подниматься. Однако, боюсь, ответ на это сможет дать только судебная власть. А поскольку судебная система в России не является независимой, эффективной или вообще приемлемой, то ответа, боюсь, мы не дождемся, пока не будет проведена реформа судебной власти. А именно это и пообещал Путин в своих восьми статьях, которые он опубликовал за последние две недели.

Посмотрите, что сделал Медведев. Он потребовал созвать Конституционное собрание, чтобы изменить Основной закон страны, а также рассмотреть дело Ходорковского. Кто знает, возможно, мы наблюдаем новую фазу российских реформ, и Путин с Медведевым сыграют свою роль. Я, как и все, могу лишь надеяться на это, будучи здесь в Лондоне и наслаждаясь хорошей погодой. Думаю, что в ближайшие месяцы протестующие на улицах продолжат выступать довольно решительно.

Как вы уже упомянули, президент Путин написал статьи о своих планах. Как вы считаете, что еще он должен сделать, чтобы провести в России должные реформы?

Александр Лебедев: Честно говоря, не думаю, что у нас много вариантов. Закручивание гаек вряд ли куда-нибудь приведет, а если оставить вещи такими, как они были на протяжении последних лет десяти, с тем уровнем коррупции и полнейшим безразличием чиновников к людям… Так что, реформы, возможно, лучший совет, лучший курс, который должен взять Путин. Скрестим пальцы. С президентским мандатом у него есть возможность сделать Россию по-настоящему европейской страной в отношении государственных институтов, обеспеченности ее жителей, уровня здравоохранения и образования. Это мой совет. Правда, не уверен, что ему интересен мой совет.

Как вы считаете, теперь вам будет безопасно вернуться и жить в России?

Александр Лебедев: Думаю, да. Откровенно говоря, мне нравится там жить. Электорат Путина – а у него есть свое ядро электората, которое безусловно состоит из десятков миллионов человек... Мне кажется, это генетическая память. Эти люди помнят, что Россия никогда не жила лучше, чем в последние десять лет. Вероятно, не благодаря заслугам людей, которые управляют страной. Но если проводить параллель, эту причину вполне можно учесть. Однако все могло бы быть еще лучше, если бы не коррупция и отсутствие надлежащих институтов. Но в его силах это изменить. Спасибо.

Если взглянуть на это с точки зрения Великобритании - нам известно, что сегодня днем состоится телефонный разговор Дэвида Кэмерона с Владимиром Путиным. Как вы считаете, представляет ли Владимир Путин угрозу британским интересам?

Александр Лебедев: Обратим внимание, к примеру, на случай Магнитского. Недавно Путин заявил, что нам необходимо усовершенствовать законодательство в области парламентских расследований. Я недавно предлагал, чтобы мы создали в стране, посредством изменений в законодательстве в области парламентских расследований, специальную прокуратуру для подобных случаев.

Здесь в Великобритании есть закон в парламенте, связанный с делом Магнитского, а в Сенате США есть специальный список. Почему бы не расследовать его местным парламентом в России? Вопрос Магнитского очень острый. Что это за страна, где гаишники и судьи воруют налоги, которые платят другие люди, кладут их в свой карман и отмывают деньги за пределы страны. Очень интересно, осуществит ли Путин то, что обещал. Но, по-моему, он точно готов извлечь из этого пользу.

Александр, большое спасибо, что присоединились к нам.