Что нужно сделать, чтобы малый бизнес перестал страдать от произвола чиновников и недобросовестной конкуренции крупного бизнеса?

Александр Лебедев, основной владелец Национального резервного банка:

"Главная проблема малого бизнеса - это чиновники, а не крупный бизнес, которого нет, как такового. Есть только государственный бизнес и два десятка крупных сырьевых и металлургических компаний, с которыми малый бизнес не конкурирует.

Надо начинать, как было в начале 1990-х годов. Тогда была государственная политика по выращиванию малого бизнеса. Но сегодняшняя задача - чтобы чиновников не было, чтобы они не мешали".

Давид Якобашвили, основатель "Вимм-Билль-Данн":

"Если крупному предприятию захочется занять чье-то место, конечно, он быстро расправится с малым. Но я бы не сказал, что здесь присутствует полный антагонизм. Вокруг любого крупного предприятия сосредоточены тысячи малых компаний. Например, с "Вимм-Билль-Данн" работают и молочные фермы, и поставщики фруктов, и логистические компании, и многие другие компании малого и среднего бизнеса.

России везло в последние годы из-за высоких цен на энергоносители, но это не значит, что так будет продолжаться и дальше. Надо развивать малый бизнес, чтобы он давал дополнительные доходы в казну. Существует много примеров в разных странах. И мы можем скопировать лучшие. При государевой воле это получится. Есть новые люди, способные это сделать. Надо пересмотреть налоги, административные барьеры, сократить число проверяющих малого бизнеса, упразднить огромное количество служб и организовать систему "одного окна". Для этого должна быть воля государства. А такие организации, как "Деловая Россия", РСПП, "ОПОРА России", втроем вполне способны на подготовку такой программы".

Сергей Пятенко, директор Экономико-правовой школы ФБК:

"Подобные проблемы решаются эволюционно. Недобросовестная конкуренция крупного бизнеса присутствует везде и всегда, даже в самых цивилизованных странах. "Авторитет" на зоне этичен по отношению к другому "авторитету", но к "шестеркам" никакой этики нет. В бизнесе так же. Условно General Motors ведет себя этично по отношению к General Electric, но не к своему малому бизнесу. От недобросовестной конкуренции крупного и более сильного мелкий страдает всегда, и по другому быть не может.

Относительно произвола чиновников: необходим долгий и упорный труд всего населения по постановке власти под контроль. Когда чиновники не испытывают давления со стороны общества, они не считаются ни с чьими интересами, кроме своих собственных".

Иван Андриевский, управляющий партнер "2К Аудит - Деловые консультации":

"Надо переехать в другую страну. Малому бизнесу в России очень тяжело, и вряд ли что изменится в обозримой перспективе. Такая психология у людей наверху. Внизу, конечно, не хотят, чтобы их терроризировали, но сделать с этим ничего не могут".

Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:

"Необходимо изменить ментальность общества. Чтобы уважали тех, кто меньше тебя по размеру, чтобы власть стимулировала, а не дестимулировала конкуренцию, убирая небольшие компании в угоду крупному бизнесу. Это ярко выражено на банковском рынке, когда сейчас пытаются поднять уровень минимального капитала кредитного учреждения до необозримых высот. Надо настроить судебную и правоохранительную систему на то, чтобы не лебезить перед теми, кто может открывать любые двери в коридорах власти, а защищать гражданина и каждого участника рынка. Это благое пожелание, и все меняется только с культурой общества. Законодательно или директивно это не решить. К сожалению, у нас исторически отсутствует культура уважения, а существуют только чинопочитание и лизоблюдство, на что власть и опирается.

Главный импульс должен пойти сверху. Если не будет политической воли, то предстоит очень длительная диффузия, пока общество будет вызревать, десятилетия уйдут на это".

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group:

"Бизнес - это конкурентная среда. И любой малый предприниматель способен "проскочить между струй, чтобы крупняк не задевал". В стакан можно положить крупные и маленькие камешки, но для песка все равно место найдется. И еще воды налить. Это называется распозиционирование. Во всех странах есть малый, средний и крупный бизнес. И они сосуществуют. Но если говорить о государственных или окологосударственных компаниях, то к бизнесу они никакого отношения не имеют. Это чиновники. И здесь ничего сделать нельзя по причине того, что они и есть власть".

Евгений Коган, президент инвестиционной группы "Московские партнеры":

"Может быть, всем им свалить в Швецию? А если серьезно, то должна быть другая ментальность, жизнь в стране просто обязана стать принципиально другой. Необходима полная защита государства и уничтожение коррупции. Дело в том, что от коррупции прежде всего страдает малый бизнес. У крупных компаний другие правила игры, а небольшие предприятия полностью зависят от чиновников".

Борис Титов, президент "Деловой России":

"Должна быть честная и свободная конкуренция. Но, как в боксе, нельзя выпускать легковесов на один ринг с тяжеловесами. Исход будет предсказуемым. Поэтому малому бизнесу, конечно, нужны привилегии: доступ к рынкам, больше возможностей по доступу к финансовым ресурсам. Вообще, малый бизнес не должен рассматриваться государством только с точки зрения фискальной функции, когда предприятия обкладываются налогами. Он несет в себе в первую очередь социальную функцию. Это огромное количество занятых людей, причем самостоятельно. Поэтому государство обязано ему помогать, и условия конкуренции для легковесов должны быть специальные".

Андрей Палютин,управляющий партнер компании Radix & Partners:

"Только одна вещь нужна: суд. Когда такой институт отсутствует, среда обитания превращается в дикие джунгли, где каждый выстраивает для себя собственные законы и по ним выживает. Отсюда и произвол, и недобросовестная конкуренция, и все прочее беззаконие. Я уверен, что если бы у нас появился суд, то мгновенно, буквально в течение месяцев, автоматически решилась бы масса проблем сама собой.

Например, если бы с пожарной службы можно было бы взыскать конкретный наличный кэш в качестве неустойки за упущенную выгоду из-за того, что мешают работать, они бы очень быстро перестали мешать работать. Как создать суд? Я думаю, что это очень легко и очень сложно одновременно. Очень легко создать суд сверху. То есть, если бы наше государственное руководтство захотело, оно бы создало, легко и быстро. Ведь это довольно немногочисленная (в сравнении с другими госструктурами) и не сильно затратная структура. Я бы, например, на место всех судей (начиная с конституционного) нанял за очень большие деньги профессиональных иностранцев. Как в свое время призвали на княжение варяга Рюрика.

С другой стороны, суд создать очень сложно. Потому что по собственной воле верхи этого никогда не сделают, потому они - первые, кто наживается на отсутствии суда. А народ... он достоин того правителя, которого имеет".