Вчерашнее собрание акционеров «Аэрофлота» завершилось сюрпризом. В новый состав совета директоров помимо директора по макроэкономическим вопросам Высшей школы экономики Сергея Алексашенко вошел один из лидеров оппозиции – Алексей Навальный.

О выдвижении Национальной резервной корпорацией (НРК) Александра Лебедева его кандидатуры в совет стало известно еще в феврале. Но тогда сам Навальный подчеркивал, что для НРК приоритетно сохранение кресла директора за Алексашенко (второе принадлежало представителю Лебедева Леониду Душатину). Для избрания Навального голосов (около 14%) может не хватить.

Но Лебедев решил провести в совет двух независимых директоров. Он рассказал «Ведомостям», что доверенность на голосование всем своим пакетом передал Алексашенко с рекомендацией по возможности обеспечить избрание двух кандидатов: его самого и Навального. Пакета НРК хватило с лихвой. Алексашенко получил 838 млн, а Навальный – 786 млн. голосов. С учетом кумулятивного голосования за первого проголосовало 6,9% акций, за второго – 6,5%. А с учетом явки, по предварительной оценке ревизионной комиссии составившей около 70%, Алексашенко получил 9,8% голосов явившихся на собрание, Навальный – 9,2%.

Впрочем, близкий к корпорации источник уверяет, что от НРК Навальный получил лишь порядка 4,5% голосов. Кому еще они были отданы, собеседник «Ведомостей» не говорит. Сам Навальный тоже уверен, что прошел в совет благодаря голосам не только НРК, но и миноритариев, чьи права он давно активно защищает. Он напомнил, что международные консультанты, дающие миноритариям рекомендации по голосованию, признали его независимым директором и рекомендовали поддержать. Навальный предварительно встречался с представителями некоторых инвестфондов, ему удалось перетянуть их на свою сторону, говорит источник в новом совете директоров «Аэрофлота». Что именно это были за фонды, он не сказал.

Детальной программы работы в совете «Аэрофлота» у Навального нет. Он лишь отметил, что планирует войти в состав комитета по аудиту и обсудить свою давно обнародованную корпоративную программу управления (см. врез). Впрочем, революций устраивать не придется, уверен Навальный: «Аэрофлот» – одна из самых открытых российских госкомпаний». Как будут распределены в новом совете роли между ним и Алексашенко, он еще не знает. Алексашенко говорит, что готов к сотрудничеству, но его формат пока не обсуждал. Лебедев же уверяет, что никакого давления на Навального, с тем чтобы тот отстаивал интересы НРК, оказывать не будет.

Председатель совета директоров «Аэрофлота» Кирилл Андросов говорит, что готов к работе с Навальным. По его словам, он «милый человек» и компетентный юрист в области корпоративного управления. Андросов тоже говорит, что «Аэрофлот» – одна из самых открытых компаний в стране, поэтому прихода Навального бояться не нужно. Другой член совета директоров добавил, что теперь в совете «будет как минимум не скучно».

Навальный говорит, что избрание в совет «Аэрофлота» не означает его ухода из политики. Избрание связано с компетенцией в области корпоративного права, а не с политическими взглядами. Никакими рисками для «Аэрофлота» это не грозит. Партнер юридического бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов согласен с этим. Даже если Навальный по каким-то причинам не будет исполнять свои обязанности, в совете останется еще 10 человек, и это не повлияет на его работоспособность. Серьезно влиять на политику компании Навальному и Алексашенко тоже вряд ли удастся. Степанов напоминает, что контрольный пакет «Аэрофлота» по-прежнему в руках у государства.