Сегодня пройдет предварительное слушание по делу участниц «панк-молебна» в храме Христа Спасителя. Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич обвиняют в хулиганстве, что грозит им лишением свободы на срок до 7 лет.

В Хамовническом суде Москвы сегодня пройдет предварительное слушание по одному из самых скандальных дел последних лет в отношении участниц панк-группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич. Их обвиняют в хулиганстве так следствие расценило проведенный ими «панк-молебен» в храме Христа Спасителя. подсудимым грозит до 7 лет колонии. Фигурантки вину не признают. Участники процесса, а также эксперты сходятся во мнении, что процесс будет показательным, а приговор обвинительным. Не исключается и возбуждение нового дела.

Инцидент, который лег в основу уголовного дела, произошел 21 февраля этого года. Примерно в 11 часов утра пятеро участниц группы Pussy Riot пришли в храм Христа Спасителя в Москве. Надев маски, они вбежали на солею и амвон, вход на которые запрещен, и у алтаря провели «панк-молебен». Вечером того же дня в Сети появился видеоролик на песню «Богородица, прогони Путина», в котором использовалась съемка из храма. Он сразу вызвал негодование представителей РПЦ.

Следственное управление УВД РФ по ЦАО возбудило уголовное дело по части 2-й статьи 213 УК (хулиганство, совершенное в составе организованной группы). Она предусматривает штраф в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей, принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 7 лет. Следователям удалось установить трех участниц «панк-молебна». В марте были задержаны и арестованы студентка пятого курса философского факультета МГУ Надежда Толоконникова, учащейся четвертого курса Института журналистики и литературного творчества Мария Алехина, а также выпускница МЭИ Екатерина Самуцевич. Все они не отрицают, что участвовали в акции, однако не согласны с тем, что их обвинили в уголовной преступлении.

Адвокаты уверены, что их подзащитные должны нести не уголовную, а административную ответственность по части 2-й статьи 5.26 КоАП (оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики). Она влечет наложение штрафа от 500 до 1 тысячи рублей.

«По мотивам религиозной ненависти и вражды»

Между тем, следствие пришло к выводу, что преступление совершено «по мотивам религиозной ненависти и вражды», участницы желали оскорбить православных верующих, находясь в храме в «непристойном виде», спев «богохульную» песню и выкрикивая бранные слова, гласит обвинительное заключение.

«Не смотря на то, что участницы «Pussy Riot» («Пусси Райот») пытаются перевести свои действия в область политики, утверждая, что положительно относятся к православной религии, а их акция направлена против сращивания церкви и власти, их слова опровергаются как их действиями, так и обнаруженными у них текстами песен, статьями. Для человека действительно положительного относящегося к религии использование словосочетания «Срань господня», в принципе не допустимо», говорится в обвинительном заключении (орфография и пунктуация оригинала сохранены BFM.ru ).

Потерпевшими по делу признали 9 человек: это охранники ЧОП «Колокол», посетители храма и его работники. Они утверждают, что действия Pussy Riot причинили им моральные страдания.

Дело Pussy Riot стало самым обсуждаемым в обществе в последние полгода. Одни требуют самого сурового наказания для обвиняемых, другие призывают проявить милосердие и освободить их. Дело вышло на международный уровень организация Amnesty International присвоила участницам Pussy Riot статус «узников совести», адвокаты фигуранток направили жалобу в Европейский суд на арест своих подзащитных, а также подготовили письмо генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну с просьбой взять дело под свой контроль.

За участниц группы вступились и деятели культуры, в числе которых актриса Чулпан Хаматова и кинорежиссер Эльдар Рязанов. В июне они отправили в Мосгорсуд и Верховный суд РФ открытое письмо с просьбой об освобождении обвиняемых.

У противников это вызвало только иронию. «Бедные коровки. Столько важных папочек готово за них поручиться умиляет», написал в своем Twitter вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Лучше бы чувства верующих защищали», поддержал его артист Олег Газманов.

Защита без иллюзий

По закону, предварительное слушание пройдет в закрытом режиме. Ожидается, что на заседании будет рассмотрен вопрос, останутся ли обвиняемые под стражей. Защита не испытывает по этому поводу никаких иллюзий.

Дело в том, что в ходе следствия адвокаты неоднократно просили освободить участниц Pussy Riot под подписку о невыезде, залог и личное поручительство, известных людей, которых набралось более полусотни. Некоторые из них, такие как бизнесмен Александр Лебедев и главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов лично приезжали в суд, однако это не помогло. Несмотря на это, защита все же намерена предпринять очередную попытку добиться освобождения Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич. «Нас устроит любая мере пресечения, не связанная с лишением свободы, но, признаюсь честно, шансов на освобождение мало», рассказал BFM.ru адвокат Надежды Толоконниковой Марк Фейгин.

По его словам, защита подготовила ряд ходатайств, которые намерена заявить в ходе заседания. «Их очень много. Прежде всего, это ходатайства о вызове в суд ряда свидетелей, специалистов и экспертов», поделился планами защиты Фейгин. В частности, адвокаты хотели бы допросить в суде десять специалистов, которые участвовали во время следствия в проведении трех комплексных судебных психолого-лингвистических экспертиз, а также экспертов, которые, по мнению защиты, могли бы дать независимую оценку содеянному.

Кроме того, защита будет настаивать на проведении четвертой комплексной психолого-лингвистической экспертизы. Заключения трех предыдущих противоречат друг другу, считают они. Напомним, что два первых исследования не нашли в действиях арестованных ни признаков «хулиганства» (статья 213 УК), ни признаков «возбуждения ненависти либо вражды» (статья 282 УК). Третья же экспертиза пришла к противоположному выводу.

Адвокаты считают, что она была проведена с нарушением закона, и намерены потребовать исключить ее из числа доказательств. «Экспертиза была проведена грубо, а поставленные перед экспертами вопросы не соответствуют закону об экспертной деятельности», пояснил BFM.ru Марк Фейгин. По его словам, перед экспертами поставили вопрос о мотиве действий. «Это вопрос юридический, его решает суд, а не эксперты-психологи и лингвисты», указал адвокат. Кроме того, он и его коллеги обращают внимание на то, что один из экспертов, входивший в состав комиссии на третьей экспертизе, неправомерно участвовал в исследовании, так как является юристом и не имеет образования психолога или лингвиста.

Дело участниц Pussy Riot будет рассматривать судья Марина Сырова единолично.

Подсудимые готовы ко всему

Марк Фейгин не исключил, что адвокаты попросят предоставить им дополнительное время для подготовки к процессу, поскольку 4 июня их ограничили в сроках ознакомления с делом. То есть защите пришлось изучать откопированные материалы в ускоренном темпе. Впрочем, они не рассчитывают, что суд пойдет им в этом вопросе навстречу.

«Нам выбирать не приходится», признался адвокат, добавив, что сами обвиняемые пессимистично смотрят на исход дела: «Они уверены, что их априори признают виновными и посадят, и что никакого объективного, беспристрастного и законного рассмотрения дела не будет. Они уже в каком-то смысле готовы к обвинительному приговору и махнули на это рукой», считает Марк Фейгин. Несмотря на это, по его данным, все они намерены дать показания в суде. На следствии они отказывались это сделать, воспользовавшись статье 51-й Конституции России, которая дает право не свидетельствовать против себя. Такую позицию они избрали в знак протеста против незаконного, на их взгляд, ареста.

Адвокаты уверены, что обвинительный приговор предрешен. Весь вопрос в том, сколько дадут подсудимым уже отбытый в СИЗО срок или больше.

Точку зрения Марка Фейгина разделяет и адвокат Марии Алехиной Николай Полозов: «Никакой веры в правосудие в Росси у нас уже нет», заявил он BFM.ru. По его мнению, суд будет скорым и может завершиться уже до начала осени. «Сколько бы девушкам не дали, это в любом случае будет неправосудный приговор, потому что единственное правовое решение вопроса это прекращение уголовного дела и освобождение обвиняемых», считает он.

Защитник не исключает, что уже после вынесения вердикта участницам Pussy Riot могут предъявить обвинение по новому делу. Он напомнил, что на основании последней экспертизы УВД ЦАО в мае выделило часть материалов и передало их в СКР для проверки. Она установит, можно ли фигуранток привлечь к уголовной ответственности по части 2-й статьи 282 УК (разжигание религиозной ненависти либо вражды организованной группой). Она предусматривает наказание от штрафа до 5 лет колонии.

Детский эпатаж

Глава Общественного совета при министре юстиции, правозащитник Валерий Борщев на стороне адвокатов. Он солидарен с мнением о том, что в действиях участниц панк-группы нет уголовно-наказуемого деяния и что они должны нести административную ответственность. «Обвинительное заключение, с которым мы все знакомы, лишний раз показывает дутость и надуманность обвинения, а само заключение под стражу было просто жестоким, недопустимым и неправомерным», заявил он BFM.ru. Борщев надеется, что история с выступлением в храме для обвиняемых закончится хорошо: получив минимальный срок, Толоконникова, Алехина и Самуцевич выйдут на свободу. «Это было бы самое правильное решение суда», полагает он.

Психолог Елена Новоселова также уверена, что грозящее наказание «ни в коем случае несопоставимо с тем, что они сделали. Ведь 7 лет дают за предумышленной убийство». По мнению эксперта, к задержанным применили «средневековую схему»: «Девчонки нашкодили, нахулиганили в церкви, и церковь передала их светским властям, а светские власти поступают с максимальной жестокостью. Это схема инквизиции». «Если это было осквернение церкви, то и разговаривать с ними нужно на языке церкви, а не с точки зрения светских законов», считает психолог. Она прогнозирует, что предстоящий процесс будет показательным.

Оценивая действия обвиняемых с профессиональной точки зрения, Новоселова отметила, что ими двигал эпатаж, а вовсе не желание продемонстрировать политическую позицию: «Они решили выпендриться и привлечь к себе максимум внимания. Ими двигали не политические мотивы. Это нарушение границ, детская попытка почувствовать, как мы можем далеко зайти в провокации общества, и проверить, как оно отреагирует», объясняет случившееся эксперт.

РПЦ не влияла и не влияет

Заместитель председателя отдела внешних связей Московской патриархии РПЦ Всеволод Чаплин отдает все на волю суда: «Пусть суд решает, пусть принимает решение и относительно дальнейшей меры пресечения, и относительно наказания. Я не думаю, что это дело церкви в данном случае предрешать решение суда или как-то влиять на судей».

По его мнению, по делу Pussy Riot «сказано уже все, что только можно сказать». «Для церкви важно, что совершен грех. Грех очень тяжелый. Он и Господом, и церковью осуждается. Но дорога к милосердию может быть открыта через покаяние. Я надеюсь, что женщины, которые сейчас находятся под следствием, а также те, кто вместе с ними организовывал эту акцию и участвовал в ней, переоценят ее, услышат верующих людей, откажутся от повторения таких акций в будущем. Это откроет путь и для Божьего милосердия и для того, чтобы отношение к ним со стороны верующих людей изменилось. А это, конечно, не может не повлиять на состояние общественного мнения», рассказал BFM.ru Всеволод Чаплин. Он также отметил, что «церковь не передавала дело в суд, она не влияла и не влияет на ход следствия и суда».