Тема диссертации, которую я защитил на факультете журналистики МГУ, звучала так: «Стратегии СМИ при участии в корпоративных конфликтах». В переводе с академического — «Что такое черный пиар и как с ним бороться». Поэтому я могу рассуждать о предмете с некоторым знанием дела.

Информационная кампания, направленная против владельца Национальной резервной корпорации и акционера «Новой газеты» Александра Лебедева, вызывает у специалистов ностальгию. Подобные заказы «под ключ», включающие веерную публикацию «компроматов» на любой вкус, от сексуальных «скандалов» до сухих «экономических статей» с комментариями экспертов, брали и исполняли в конце девяностых — начале двухтысячных. Тогда в стране кипели олигархические войны, а пресса была относительно свободной, но зачастую голодной и потому всеядной.

Сейчас черный пиар не то чтобы вымер — он изменился. Откровенная грязь и мерзость в последнее время сместились в политический спектр, это околокремлевская поляна НТВ. Иногда встречается как продукт межклановой борьбы. А экономических тем стало меньше. По двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, заказчики поумнели и стали эффективнее тратить деньги, точнее выбирая формат и аудиторию, не размениваясь на пустяки. Во-вторых, заметно снизился обратный эффект, потому что власти на всех уровнях заасфальтировали СМИ.

Ну и цены выросли — тоже фактор.

Однако же тех, кто финансирует и организует кампанию против Лебедева, ни одно из этих обстоятельств не смутило.

Хотите проституток — их есть у нас! То есть, в действительности, есть, конечно, только размещенный на сомнительном сайте материал из серии «мальчик упал в пруд и его воспитали раки», но ведь и это стоило и усилий, и денег.

Нужно противопоставление «олигарха» «народу» — в правительственной газете появляется подметное «письмо трудящихся», которые якобы из-за Лебедева не смогли приобрести себе доступное жилье. Хотя простенькое расследование показало, что большинство «подписантов» узнали о письме из СМИ.

Нет реального «компромата»? Просто называешь белое — черным. Если Лебедев инвестирует в самолетостроение, значит, он его «развалил», если бизнесмен создал крупнейшее в Европе картофелеводческое хозяйство, то, естественно, «практически уничтожил картофелеводство в России».

Для удобства читателей подобные опусы агрегируются на специально созданном сайте, найти который просто: баннер долгое время висел на великом и ужасном compromat.ru.

Но это все же игры в песочнице. Авторам кампании нужен был выход на серьезные ресурсы — и они его нашли.

На прошлой неделе на сайте одного из крупнейших информационных агентств был опубликован материал «Резервные финансы спели романсы?». Стилистики заголовка достаточно, чтобы понять: дальше читать не стоит. Однако здесь была перейдена важная грань: публикация помимо собственно Лебедева затронула интересы лиц, которые, несмотря на законодательство о банковской тайне, открыто были названы VIP-клиентами НРБанка.

К чести коллег, они оперативно провели служебное расследование, выяснили, что «эксцесс» случился на уровне менеджеров. Виновные были уволены, извинения Лебедеву — принесены, публикация, естественно, удалена.

Это случай беспрецедентный, и я не верю, что он не стал известен в профессиональном сообществе моментально, с помощью сарафанного радио.

Тем не менее на сайте агентства «Росбалт» на следующий день после произошедшего появилась публикация «Эксперт: Ситуацию вокруг НРБ усугубляет раскрытие его VIP-клиентов». Она представляла собой пересказ удаленного материала, снабженный уже неактивной ссылкой и действительно комментарием эксперта.

В пятницу «Новая газета» связалась с агентством «Росбалт», однако его представители заявили, что отвечать будут только на официальный запрос. Запрос мы направили, ответа не получили. В субботу утром материал по-прежнему стоял на сайте «Росбалта».

Я, разумеется, не обвиняю коллег в том, что они взяли грязные деньги. Все мы иногда ошибаемся. Вопрос в том, какой будет реакция на ошибку.

А вот что действительно важно: информационная кампания против Лебедева развивается синхронно с атакой на его бизнес. Очевидно, заказчики — одни и те же.

По этому поводу есть две основные версии.

Первая — политическая: «Путин наказывает Лебедева за оппозиционные взгляды». Едва ли она состоятельна. Мы знаем, как умеет наказывать Путин, если действительно принимает такое решение.

Вторая, которой придерживается сам Лебедев, — это атака со стороны высокопоставленных представителей правоохранительных органов и спецслужб, которым стоят поперек горла антикоррупционные расследования.

Неряшливость информационной кампании делает вторую версию еще более убедительной. Как и еще два обстоятельства. Во-первых, конфиденциальные данные о клиентах банка могут быть доступны только спецслужбам, особенно если они проводят в этом банке обыски. Во-вторых, огромный, если не резиновый бюджет информационной кампании, наводит на простую мысль: так деньги тратят, если они не свои. А люди в многозвездных погонах — большие мастера оплачивать собственные слабости из чужих глубоких карманов.