C нами на связи из Москвы медиамагнат Александр Лебедев. Добрый день, как это дело освещается у вас?

АЛЕКСАНДР ЛЕБЕДЕВ, российский бизнесмен: Добрый день. Прошу прощения?

Как это дело освещается у вас, в Москве?

АЛЕКСАНДР ЛЕБЕДЕВ: Это зависит от того, кто освещает этот процесс. Государственные СМИ либо хранят молчание, либо поддерживают государство. Если посмотреть на "Новую Газету", "Ведомости" или "Эхо Москвы" - а я боюсь, что это почти все свободные СМИ здесь, - они дают возможность высказаться всем. Очевидно, что общество здесь расколото. Наша позиция в "Новой Газете" довольно простая: это политическая история.

Мне интересно, если бы подобное произошло в Великобритании, кто-нибудь вообще обратил бы на это внимание? Очевидно, это заказ сверху. А поскольку у нас нет ни независимого суда, ни свободных органов исполнения судебных решений и приговоров, то это преследование политического инакомыслия.

Я был на суде сегодня вечером, и мне пришло в голову, что можно сравнить процесс по делу девушек из Pussy Riot с процессами над политическими диссидентами в конце 60-70-х. Я был молодым в то время, но на эту тему много литературы.

И мне кажется, что все остальное не имеет значения. Это выражение политического несогласия с Путиным, и именно поэтому государство так бурно реагирует. Я не считаю простым совпадением тот факт, что сегодня Навальному должны были предъявить обвинения, однако перенесли это на завтра. Возможно, чтобы избежать параллелей, которые возникают, с очень важным периодом в истории Советского Союза - когда объявили, что Брежнев выступил против Андропова, который был противником инакомыслия.

И во время одного из заседаний политбюро Брежнев, как оказалось, находился где-то в Крыму, и Андропов провел в политбюро решение посадить в тюрьму первую сотню политических заключенных - их отправили в мордовские трудовые лагеря.

Я могу лишь надеяться, что эти параллели, которые у меня возникают, здесь неуместны. И Россия будет продолжать двигаться скорее к европейской модели демократии, нежели к чему-то, напоминающему, хотя и отдаленно, советские времена.

В этом году в стране произошло особенно много событий, среди них - переизбрание Владимира Путина на пост президента. Является ли эта группа… то, как с ними обращаются и как принимают, исключением для протестного движения или так обычно происходит со всеми?

АЛЕКСАНДР ЛЕБЕДЕВ: Если вы внимательно проанализируете то, что происходило с теми, кого государство посчитало лидерами оппозиции - у меня на этот счет есть сомнения, потому что я не вижу в стране оппозицию как институт: она не смогла консолидироваться так, как движение "Солидарность" в Польше в 1970-х годах. Когда она сформируется, возможно, правительство к ней прислушается.

Но если посмотреть по отдельности на Собчак или Рыжкова, или Немцова, или на Яшина, или на кого-нибудь из этих девушек, то за последний, скажем, год на них оказывалось довольно серьезное давление различного рода.

И я бы не стал сомневаться, что в лояльных государству силовых ведомствах, скажем, в ФСБ, есть даже отдел, который практически полностью копирует знаменитое Пятое управление КГБ, которое боролось с инакомыслием в СССР. Они используют все те же методы: угрозы, фальсификация криминальных дел, которые не имеют ничего общего с реальностью или с Уголовным кодексом, шантаж, вмешательство в бизнес, как в случае с Геннадием Гудковым, хорошо известным депутатом парламента, или использование любых других видов притеснений.

К сожалению, я бы не стал утверждать, что Путин на 100 процентов знает обо всем этом, но мы все знаем: в 37-м или 38-м году Сталин, который полностью отвечал за все, что происходило в стране, был полностью в курсе того, что происходило, а позже он заявлял, что все это было без его ведома.

Так что, поскольку устройство системы несбалансированно, я имею в виду отсутствие реальных политических институтов, у нас нет независимых судов, у нас нет независимого парламента, у нас нет независимых СМИ, у нас нет должной избирательной системы. И далее, я боюсь, любая ответственность за что-либо подобное должна лежать на президенте страны. Так что я только могу надеяться, что он поведет страну в правильном направлении.

Александр Лебедев, спасибо большое за то, что присоединились к нам.