Авиакомпания Red Wings хочет летать на самолете, который авиастроительная корпорация посчитала бесперспективным.

Как стало известно газете "БИЗНЕС Online", авиакомпания Red Wings рассматривает возможность приобретения самолетов Ту-214. Речь идет о подержанных машинах, поскольку казанские лайнеры коммерческого предназначения Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) решила больше не строить… Red Wings сегодня - единственная авиакомпания России, которая летает только на новых самолетах отечественного производства. При этом руководство авиаперевозчика утверждает, что их эксплуатация не менее эффективна, чем работа на Boeing и Airbus.

"ТУПОЛЕВ" ПРОТИВ СОБСТВЕННЫХ САМОЛЕТОВ

Авиакомпания Red Wings (базируется в Москве в аэропорту Внуково; владелец - глава Национальной резервной корпорации Александр Лебедев) планирует в 2013 году увеличить пассажиропоток не менее чем на 18%, до 1 млн. человек. Этому должно способствовать увеличение парка - на два Ту-204 СМ и два Ту-214, сообщает агентство "Прайм". Новость о Ту-214 можно назвать как минимум удивительной. Получается, успешная авиакомпания (18-я в России по объемам перевозок) интересуется самолетом, который производитель - ОАК - считает бесперспективным.

Напомним, 13 апреля 2010 года тогдашний президент ОАК Алексей Федоров заявил, что из-за большой стоимости платформы Ту-214 решено больше не строить коммерческие самолеты на этой базе, оставив только спецмодификации. В марте этого года в интервью газете "БИЗНЕС Online" президент ОАО "Туполев" Александр Бобрышев высказался предельно жестко: Ту-214 и Ту-204 неконкурентоспособны по трем глобальным позициям: летно-техническим характеристикам, экономике эксплуатации, послепродажному обслуживанию.

Параллельно примерно то же говорила генеральный директор единственного на сегодня коммерческого эксплуатанта Ту-214 - авиакомпании "Трансаэро" - Ольга Плешакова. В ноябре прошлого года она сообщила газете "Коммерсантъ": "Даже несмотря на государственное субсидирование лизинговой ставки, самолет получается очень дорогим в эксплуатации. У него очень дорогие агрегаты, которые к тому же часто выходят из строя. Поэтому налет у него невысокий, что предопределяет его рентабельность", - рассказала гендиректор "Трансаэро". 1 февраля 2012 года она рассказала "Комсомольской правде": "То, что нашему авиапрому, к сожалению, не удалось наладить массовое производство самолетов Ту-214, по-моему, обусловлено и тем, что этот проект не был прорывным. Он базировался на прежнем еще советском заделе и уже не отвечал потребностям нового времени. Мы, прямо скажу, стремясь поддержать отечественный авиапром, заказали 10 таких самолетов. Нам смогли построить только три. Но вот реальностью стал отечественный среднемагистральный Sukhoi Superjet 100. Прекрасный современный самолет, ничем не уступающий зарубежным аналогам. Наша компания ведет переговоры о его приобретении".

ТУ-214 СТАВИТ РЕКОРД

Отметим, что ранее руководство "Трансаэро" говорило о Ту-214 в совсем других тонах. На приемке крайнего Ту-214 представители компании утверждали, что машина их полностью устраивает и даже ставит рекорды по налету. Об этом же газете "БИЗНЕС Online" рассказал источник на КАПО: "Эксплуатационщики, которые с самолетом работают, им довольны. Если Ту-214 нормально эксплуатировать, он по 300 - 350 часов спокойно летает в месяц. Это ничуть не хуже "Боингов" и "Эйрбасов". А как-то в "Трансаэро" даже рекорд был - 450 часов. То есть при хорошем подходе, при поддержке завода самолет отлично летает. Главный вопрос - запчасти, комплектация". Источник объяснил и прекращение выпуска бортов для "Трансаэро": "Потому, что были заказы на специальные Ту-214 от военных и управделами президента. А на все у завода уже сил не было. И финансовые проблемы сказались. И решение было принято в пользу спецзаказов, хотя это недальновидно: только при наличии серии можно нормально продолжать выпускать спецсамолеты. Словом, "Трансаэро" отодвинули. Да они и не стали ругаться, отошли в сторону - свою выгоду компания получила".

Напомним, контракт на поставку в интересах "Трансаэро" пяти Ту-214 с опционом еще на пять машин ОАО "Финансовая лизинговая компания" и ОАО "КАПО" подписали в феврале 2005 года. По неподтвержденным данным, компания "Трансаэро", обязавшаяся приобрести или взять в лизинг не менее чем на пять лет новые самолеты семейства Ту-204/214, взамен освобождалась от таможенных платежей на ввоз иностранных самолетов.

В 2015 году "Трансаэро" закончит выплату лизинговых платежей и получит Ту-214 в собственность.

МОЖЕТ, ВСЕ ДЕЛО В ПОДХОДЕ?

Неожиданный интерес Red Wings к Ту-214 газете "БИЗНЕС Online" прокомментировал коммерческий директор авиакомпании Григорий Стильбанс.

- Григорий Зеликович, правда, что ваша компания интересуется Ту-214?

- Количество Ту-204 очень ограниченно (Red Wings эксплуатирует только Ту-204 - 9 самолетов - авт.). Ту-204-100 осталось только две машины, которые не у нас, а все остальные в Red Wings работают. "В какую сторону можно было бы податься?" - скорее, так можно сформулировать наши мысли о Ту-214.

- А почему не берете западные машины?

- Акционер поставил задачу - отечественные самолеты.

- Но ведь строительства новых Ту-214 не предполагается…

- А мы не рассчитываем на новые - скорее всего, будем прорабатывать машины, которые сегодня в эксплуатации. Хотя их тоже не очень много - три в "Трансаэро", были эти самолеты в "Дальавиа" (5 машин, сегодня на хранении - авт.) и в ГТК "Россия" - в "Пулково" работали (сегодня три этих Ту-214 - в специальном летном отряде "Россия" управделами президента РФ - авт.).

- С кем-то по поводу Ту-214 консультировались - с теми же КАПО, "Трансаэро"?

- Нет.

- Руководство "Трансаэро" говорит, что Ту-214 не очень-то эффективны. Вас не смущают эти разговоры?

- Знаете, эксплуатация Ту-204 эффективна. Может быть, дело в подходе? Для "Трансаэро" это, возможно, небольшое количество машин, поэтому они для них неэффективны. А для нас Ту-204 - основная машина, у нас она эффективно используется. Думаю, и Ту-214 мог бы стать эффективным.

- Проводился ли сравнительный анализ "экономики" Ту-204 и зарубежных аналогов?

- Неоднократно. На разных маршрутах есть преимущества и у Ту-204, и у "Боингов", и у "Эйрбасов". Но параметры очень близкие.

- Не раз говорилось о том, что у Ту-204 и Ту-214 не очень-то хорошее заводское сопровождение…

- Сейчас с этим стало значительно лучше. Смежники "Авиастара", которые изготавливают комплектующие, повысили их надежность, и сегодня дистрибьютеров, которые предлагают запасные части по вполне разумным условиям, на рынке хватает.

- Каковы перспективы приобретения компанией самолетов Ту-204СМ?

- Пока самолет не сертифицирован, об этом говорить рано. Да, наша компания не раз заявляла о готовности приобретать Ту-204СМ (радикально переработанный Ту-204; весной руководство Red Wings заявило, что готово приобрести 15 таких машин - авт.), но в силу совершенно разных причин эти заявления в какую-то договоренность не превратились. Одна из причин - самолет еще не появился.

- Если все же будете приобретать Ту-214, то поставите их на линии большой протяженности?

- Не обязательно. Если вы посмотрите технические характеристики Ту-214, то не такая уж у него и большая дальность. С максимальной загрузкой в 178 кресел - 6400 километров. Это не так много. Больше, чем у Ту-204 (5200 км - авт.), но… Скажем так, одна машина дополняет другую.

- Сколько могут стоить подержанные Ту-214?

- Мы не покупаем самолеты - берем их у лизинговых компаний. Так что это к ним вопрос (в 2010 году первый серийный Ту-214, ранее летавший в обанкротившейся "Дальавиа", был выставлен на продажу за $18 млн., но покупателя так и не нашлось - авт.).

- Когда решится вопрос по Ту-214 в Red Wings?

- Предложения по расширению парка готовятся, но когда они будут утверждены - это вопрос, скорее, к хозяевам компании. Но он решится в течение года.

"ТУШКИ" ЖДУТ НА ЗЕМЛЕ

Из каких имеющихся бортов может выбирать Red Wings?

Пять Ту-214 эксплуатировала разорившаяся в 2008 году авиакомпания "Дальавиа". Они выпущены в 2001 (RA-64502 и RA-64503; на хранении в Хабаровске), 2003 (64507; предположительно, на хранении на КАПО), 2005 (RA-64510; с 2010 года был на хранении во "Внуково"; по данным портала airliners.net, в апреле 2012-го его подняли в воздух, но неизвестно, в чьих интересах), 2006 (RA-64512; на хранении в ЛИИ им. Громова) годах. Вот что писали об этих самолетах: "За три года эксплуатации два первых "дальневосточных" Ту-214 выполнили 1512 парных рейсов. В том числе 1262 - на внутренних линиях и 250 - на международных, перевезя в общей сложности более 190 000 пассажиров. При этом удалось обеспечить высокий уровень безопасности авиаперевозок. При общем налёте около 10 000 часов имели место всего два отказа: на земле выявлен отказ электромеханизма заслонки отбора воздуха на СКВ и в полете отказал гидропривод ГП-26. Таким образом, на один инцидент пришлось более 5000 часов налёта".

В конце 2009 года три из этих бортов (RA-64507, RA-64510, RA-64512) эксплуатировала компания "Аэростарз", пока в ноябре 2011-го ее не лишили сертификата эксплуатанта за нарушения в ведении документации.

Еще один, 2005 года выпуска, самолет в 2005-2008 годах эксплуатировала авиакомпания "КрасЭйр", с тех пор он находится на хранении в Казани.

Любопытно, что все вышеперечисленные самолеты имеют салоны эконом-класса - на 210 пассажиров. А вот максимальная загрузка в 178 кресел, о которой упомянул Стильбанс, - это, скорее ближе к бортам "Трансаэро" - 8 человек в бизнес-классе и 176 - в экономическом. Это самые свежие Ту-214 - 2007, 2008 и 2009 годов выпуска.