Евросоюз загнал остров в угол. Либо экспроприация вкладов, либо дефолт. Вдобавок ко всему, Германия еще и переговоры о спасении запретила вести. Наверняка имели в виду Россию. Правительство Кипра еврочиновники довели до отчаяния. Никосия фактически поссорилась с ЕС и отъем денег проводить не стала, а кипрский министр финансов сейчас обивает пороги нашего Минфина. Аркадий Назаренко - о торге всемирного масштаба.

Корреспондент: Объективы телекамер целились в каждую подъезжающую машину. Одна, вторая, снова мимо. Встреча в рабочей повестке Антона Силуанова с кипрским коллегой, она вроде бы есть, но пресс- служба Минфина хранит таинственное молчание и предлагает стоять на улице. Хотя Саррис точно приехал просить денег.

Переговоры двух министров, начало которых журналисты поджидали здесь, у здания Министерства финансов чуть ли не с 8 утра, на самом деле продлились никак не больше часа. Результат? Да никакого особенного результата, по крайней мере, на этом этапе.

Интересно, что поездка кипрского министра в Москву до последнего была под большим вопросом. Напомню, что накануне Михалис Саррис подал заявление об отставке, а чуть позже стало известно, что президент Кипра это заявление не принял. После киприот много улыбается репортерам и говорит, что в итоге всем доволен.

Михалис Саррис, министр финансов Кипра: Мы продолжим переговоры, чтобы найти решение, которое позволит нам получить поддержку от России. Сейчас нас ждут в другом месте, извините.

Корреспондент.: 6 млрд евро нового кредита или около того - столько правительство Кипра просит у России. Плюс старый долг, 2.5 миллиарда. Этот договор неплохо бы пролонгировать еще лет на 5, выплачивать совсем нечем.

А вообще острову, который погряз в экономическом кризисе, нужно 17 миллиардов евро. Это сравнимо с размером ВВП государства. Европа предложила только 10. В обмен Кипр должен обложить налогом все вклады, которые лежат в местных банках. В итоге бушуют бизнесмены, хранившие деньги в оффшорном Кипре, и просто люди, которые здесь живут.

Татьяна Константинова, гражданка Кипра: Они не имеют права прикасаться к вкладам людей, которые копили эти деньги десятки лет и теперь пытаются жить на них и содержать своих детей.

Корреспондент.: Ночные акции протеста в часы, когда парламент решал, отберет ли налог в пользу государства из кипрских банков каждый десятый евро. 10% - все это очень похоже на то, что происходило у нас на заре Советского Союза. 17-й год, экспроприация. Большевики кричали "Грабь награбленное". В Европе, где частная собственность всегда считалась святым и неприкосновенным, это изящно назвали "паникой во спасение". Смысл один.

Александр Лебедев, предприниматель: Никому в голову не могло прийти, что вдруг в современной Европе решатся на одностороннюю экспроприацию денег ни в чем не виновных вкладчиков и организаций и людей, которые депозиты там держали, вообще это беспрецедентно, только в условиях войны такие вещи.

Корреспондент: Кипрские банки заморозили все денежные операции.

Вначале - на пару дней, сегодня уже никто не может точно сказать, заработают ли они вообще. Банкоматы не выдают наличность.

Великобритания отправила целый самолет с деньгами в помощь своим подданным на территорию острова. Аналитики предвидят - как только банки откроются, вкладчики массово выведут значительную часть денег, это может означать полный крах финансовой системы Кипра.

Сергей Глазьев, экономист, советник Президента РФ: Не только государство утратило контроль за своей финансовой системой и системой управления экономическим развитием, но и сами наши бизнесмены оказались в ситуации, когда они не контролируют и не понимают, что происходит.

Корреспондент: Переговоры в другом месте. К вечеру выяснилось, что Саррис имел ввиду встречу с вице-премьером Игорем Шуваловым.

Встреча была, но за закрытыми дверями. Никаких подробностей, кроме: обсуждение должно продолжиться еще и завтра. И это может означать, что сегодня договориться так ни о чем и не удалось.