Владелец Национального резервного банка требует с председателя совета директоров ТКС-банка 10 млн рублей за «производную коррупции»

Бизнесмен Александр Лебедев подал иск о защите деловой репутации в Савеловский районный суд Москвы к другому известному предпринимателю — главе и владельцу банка «Тинькофф Кредитные системы» Олегу Тинькову. Основанием послужило опубликованное в декабре прошлого года интервью Тинькова в журнале «Компания», в котором банкир называет владельца НРБ «производной коррупции, плотью от плоти коррупционной системы».

— В ходе интервью Тиньков распространил в отношении меня не соответствующие действительности сведения, порочащие мою деловую репутацию, — пишет истец в заявлении (есть в распоряжении «Известий»).

Лебедев требует от Тинькова компенсации репутационного вреда в размере 10 млн рублей и опровержения на страницах журнала, который будет выступать в качестве соответчика.

Отвечая на вопрос журналиста «Компании», Тиньков приводит в пример Александра Лебедева, который, по его мнению, «привык работать в привилегированных условиях», а теперь «оказался в луже».

«Вот сейчас мы все слышим жалобы Александра Лебедева. Но он сам — производная коррупции, плоть от плоти коррупционной системы, — заявил Тиньков в интервью. — Всю жизнь имел дело с «Газпромом», «Аэрофлотом». А сейчас, когда у него административный ресурс закончился, Вяхирева убрали и прочее, он бегает и кричит, что ему плохо. Это я к чему: вся эта история с коррупцией, со взятками и «откатами» возникает тогда, когда бизнесмены сами ее провоцируют». Эта фраза и послужила поводом для иска.

Лебедев, который в августе прошлого года заявил о намерении распродать все свои бизнес-активы в России из-за политического давления и заняться журналистикой, называет в исковом заявлении слова Тинькова «голословными» и «недостоверными».

«За все время своей предпринимательской деятельности я не прибегал к использованию «административного ресурса», никогда не участвовал ни в каких коррупционных схемах», — пишет он в заявлении. В качестве своих достижений Лебедев приводит в пример создание холдинга «Национальная резервная корпорация», в который входят Национальный резервный банк, картофелеводческое хозяйство «Национальная земельная компания», авиакомпания Red Wings, Национальная жилищная корпорация, специализирующаяся на строительстве малоэтажного доступного жилья, нефтедобывающие компании.

В юридической службе «ИДР-Формат» (учредитель журнала «Компания») «Известиям» сообщили, что рассматривают возможность опубликования опровержения этих сведений в рамках внесудебного разрешения спора. Представители Тинькова на запрос «Известий» не ответили.

Впрочем, надеяться, что глава ТКС-банка пойдет на примирение и извинится перед Лебедевым, оснований нет. «Дружба» двух банкиров известна — ни тот ни другой не упускают случая сделать в отношении оппонента едкий комментарий.

Например, после того как глава НРБ заявил о намерении распродать все российские активы, Олег Тиньков написал в своем аккаунте в социальной сети Google+, что Лебедев неконкурентоспособен, разорился и что ему уместнее было бы «валить в Лондон, а то он только позорит нас, настоящих русских предпринимателей».

Лебедев тогда в долгу не остался и обвинил Тинькова в том, что бизнес владельца ТКС, основанный на карточном кредитовании, — это «хорошо завуалированная банковская махинация».

«ТКС-банк — это банк обычного торговца, спекулянта, который всю свою жизнь занимался только высокоприбыльным бизнесом, то есть бизнесом, который из 1 рубля делает 10 рублей», — написал в декабре 2012 года Лебедев в своем блоге.

Сам Лебедев не боится ответных исков. "Подачи ответного иска на меня Тиньковым я не боюсь. Я могу доказать, что он занимается ростовщической деятельностью. Я еще два года назад предлагал принять закон, который бы ограничил ставки по кредитам до уровня - 25% годовых", - заявил Лебедев "Известиям". По его словам, он не предлагал Тинькову урегулировать спор в досудебном порядке.

Ведущий юрист компании «Пепеляев Групп» Константин Сасов считает, что Тиньков находится в худшем положении, чем журнал, который опубликовал его интервью.

— Если бы это было не интервью, а статья, то достоверность сказанного пришлось бы доказывать средству массовой информации, — говорит юрист. — Но формат интервью предполагает воспроизведение услышанного без обязательной проверки информации, поэтому в данном случае журналу, скорее всего, удастся уйти от ответственности.

По словам Сасова, адвокатам Тинькова придется либо доказывать, что его суждения оценочные и нарицательные, либо приводить конкретные факты против человека, которого он обвинил.