Адвокат Генри Резник убежден: для того чтобы считать инцидент в студии НТВ побоями, двух ударов недостаточно, их должно быть не менее трех.

В среду, 25 апреля, в Останкинском районном суде Москвы начнется рассмотрение по существу уголовного дела в отношении банкира Александра Лебедева, который обвиняется в совершении хулиганства по мотивам политической ненависти (ч. 2 ст. 213 УК РФ) и нанесении побоев (ч. 2 ст. 116 УК РФ) девелоперу Сергею Полонскому. Максимальное наказание за побои — 2 года лишения свободы, за хулиганство («грубое нарушение общественного порядка, совершенное по мотивам политической ненависти») — до пяти лет колонии.

Напомним, инцидент произошел 16 сентября 2011 года во время записи телепрограммы «НТВшники». На протяжении всей программы Полонский вел себя экспрессивно, перебивал и оскорблял участников. На языке правоохранителей это называется «виктимное поведение» — то есть поведение потерпевшего, способствовавшее (или провоцировавшее) совершению правонарушения.

Герман Стерлигов вообще покинул студию, не желая оставаться в одном помещении с Полонским, который вскакивал со своего кресла, подбегал к Стерлигову с двусмысленными предложениями (например, предлагал сделать массаж)….

Лисовский играл желваками, но еле стерпел, когда Полонский небрежно бросил в его адрес слово «курятник». В стране, в которой десятки миллионов людей прошли тюремно-лагерные «университеты», из автомобильных радиоприемников чаще всего звучит шансон, а уголовно-криминальный жаргон применяет даже президент страны, слово «курятник» — это синоним «изгнанных из общего барака»….

Лебедев терпеть не стал. Угрозу Полонского «набить морду» в сочетании с размахиванием руками Лебедев воспринял как реальную угрозу и предпринял «превентивные меры», нейтрализовав Полонского двумя не очень сильными ударами.

Уголовное дело было возбуждено 4 октября 2011 года по личному поручению руководителя Следственного комитета России Александра Бастрыкина. В начале этого года дело добралось до Останкинского районного суда. Но федеральный судья Сергей Костюченко вернул дело в прокуратуру «для устранения процессуальных нарушений». Прокуратура обжаловала это решение, и Мосгорсуд снова отправил дело в Останкинский райсуд.

Возможно, кому-то из высокопоставленных «кураторов» этого уголовного дела не понравилась щепетильность судьи Костюченко, и в минувшую пятницу, 19 апреля, когда в 13.00 должно было начаться повторное предварительное слушание, стало известно, что Костюченко отстранен от рассмотрения дела и оно передано в производство федерального судьи Андрея Бахвалова.

Бахвалов стремительно «вошел в процесс» и не стал переносить предварительное слушание, начав его около двух часов дня. Отклонил все ходатайства защиты Лебедева, к примеру, «о возвращении уголовного дела прокурору». Это ходатайство — о юридической квалификации событий, произошедших в студии НТВ.

— Статья «Побои» предусматривает нанесение множественных ударов — трех и более, — утверждает адвокат Резник. — А в материалах дела нет никаких доказательств, что Лебедев трижды ударил Полонского.

Дело в том, что сегодня действует постановление пленума Верховного суда РСФСР от 25 сентября 1979 года, разъясняющее «множественность»: это более двух преступных проявлений, т.е. не менее трех. Видимо, это знают и следователи. И именно поэтому «скорректировали» обвинительное заключение. Если в «Протоколе осмотра предметов» от 20 октября 2011 года, оформившем в виде доказательства видеозапись программы «НТВшники», зафиксировано: «Внезапно на 48-й минуте 29-й секунде видеозаписи Лебедев резко встает со стула, разворачивается корпусом к Полонскому, хватает своей левой рукой правую руку Полонского в районе запястья — предплечья, отводит ее вниз и наносит один целенаправленный удар кулаком правой руки в лицо Полонскому, непосредственно после этого, на 48-й минуте 30-й секунде Лебедев, продолжая держать правую руку Полонского своей левой рукой, наносит второй удар кулаком в лицо Полонского», то в обвинительном заключении следствие записало: «Непосредственно после этого на 48-й минуте 30-й секунде Лебедев, продолжая держать правую руку Полонского своей левой рукой, наносит второй и третий удары кулаком в лицо Полонскому...»

— Даже прокурор признал, что произошло «искажение события» в обвинительном заключении, — говорит Генри Резник. — Я считаю, что следствие совершило должностное преступление — подлог, когда из имеющихся фактов сделало именно такой вывод, какой был необходим для привлечения моего подзащитного к уголовной ответственности по статье «Побои». Поэтому мы настаивали на возвращении дела в прокуратуру и исключении из обвинения ст. 116 УК РФ «Побои».

Судья Бахвалов предпочел не заметить очевидного противоречия материалов дела обвинительному заключению и отказал в удовлетворении ходатайства.

В отличие от Генри Резника адвокат потерпевшего Александр Добровинский итогом предварительных слушаний остался доволен:

— Я уже вижу, как, отбывая наказание, Лебедев будет разгребать снег и мусор на крыше башни «Федерация».

На вопрос журналистов о том, что неужели на крыше «Федерации» много снега и мусора, Добровинский пообещал:

— Организуем…