Мосгорсуд сегодня оставил в силе приговор, вынесенный главе Национального резервного банка и владельцу «Новой газеты» Александру Лебедеву за избиение бизнесмена Сергея Полонского. За причинение побоев (п. «а» ч. 2 ст. 116 УК) из хулиганских побуждений банкир отработает 150 часов обязательных работ по благоустройству города или займется уходом за больными. Банкир уже заявил, что это не проблема и уклоняться от исполнения наказания он не будет.

Стоит отметить, что решение Мосгорсуда, узаконившего приговор, было вынесено за два дня до истечения сроков давности. Если бы осужденный и его адвокаты по какой-то причине смогли отсрочить процесс, то дело было бы прекращено и банкиру не пришлось бы брать в руки метлу. Однако осужденный предпочел не бегать от судей. Заседание заняло почти четыре часа.

Судимость Александр Лебедев получил по приговору Останкинского суда Москвы 2 июля этого года. Конфликт, который привел его на скамью подсудимых, произошел еще два года назад — 16 сентября 2011 года на съемках программы «НТВшники». Гости обсуждали тему мирового кризиса. В пылу дискуссии Лебедев встал и два раза ударил главу Полонского по голове, после того как его оппонент заявил о желании «дать в морду».

Первоначально ему было предъявлено обвинение по двум статьям: «побои» (ч. 2 ст.116 УК) и «хулиганство, совершенное по мотивам политической ненависти» (п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ). Однако суд счел вторую статью излишне вмененной и исключил ее.

Несмотря на мягкость приговора (по ч.2 ст. 116 УК подсудимому грозило до двух лет колонии — BFM.ru ), Лебедев обратился в Мосгорсуд с требованием о его отмене. Осужденный и его адвокат Генри Резник настаивали только на оправдательном вердикте.

Избиение или защита?

В жалобе на приговор, которую озвучила сегодня судья апелляционной инстанции Татьяна Додонова, говорилось, что осуждённый категорически не согласен с тем, что совершил преступление, действуя из хулиганских побуждений, и что он использовал для рукоприкладства «малозначительный предлог».

«Лебедев указал, что в ходе записи программы Полонский вел себя неуважительно к другим участникам программы, вскакивал со своего места. Он почувствовал угрозу, попытался успокоить Полонского. Потом принял решение о самозащите. Лебедев воспринимал поведение Полонского как агрессию. Никаких ударов он не наносил, а лишь пытался защититься», — изложила судья доводы банкира.

Защищавший Александра Лебедева глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник остановился на юридических аспектах дела.

Он настаивал, что его клиента нельзя было судить по части 2-й ст. 116 УК (побои из хулиганских побуждений). «Спор должен был проходить в рамках частного обвинения по ч.1 ст. 116 УК — побои, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий», — заявил Резник. Однако, по мнению юриста, даже в этом случае его клиента следовало оправдать, поскольку действия банкира не попадают под статью «побои», которые с точки зрения УК предусматривают нанесение не менее трех ударов.

«Лебедев же нанес два удара. Однако достигли ли они цели — вопрос. По выводам специалиста в области единоборств, не дошли, так как четкого контакта кулака с лицом Полонского не фиксируется», — уверял адвокат.

«Я не поленился и принес сюда три комментария к Уголовно-процессуальному кодексу. Побои — это три и более ударов. Но когда очень хочется, можно и два», — сделал вывод защитник.

Резник утверждал, что органы предварительного следствия совершили «служебный подлог», написав, что Лебедев ударил Полонского трижды.
Он ходатайствовал о просмотре в апелляции 40-минутной записи передачи. Однако другие участники процесса решили, что в этом нет необходимости, и судья их поддержала. Тогда Резник заявил судье отвод.

«Что значит, суд первой инстанции исследовал видео?! Что суд для себя выяснил, просмотрев эту запись, одному Богу известно! — негодовал защитник. — Мне нужно просмотреть и прокомментировать те реальные события, которые происходили», —настаивал он.

Юрист расценил действия судьи как заинтересованность в деле и «стремление «засилить» необоснованный приговор, не рассматривая доказательств». Однако судья с этим не согласилась и отклонила отвод.

«Справедливое» наказание

Представляющая интересы потерпевшего адвокат Диана Татосова просила оставить приговор суда в силе. «Нарушений закона нет, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела», — сказала она.

Стоит отметить, что ее доверитель, глава обанкротившейся компании Mirax Group Сергей Полонский, ни разу лично не присутствовал на процессе. В январе этого года его задержали в Камбодже за избиение моряков местного судна и запретили покидать пределы королевства, возбудив уголовное дело.

Прокурор поддержала позицию потерпевшего. Она сказала, что свидетелями инцидента были около 300 человек, присутствовавших на съемках программы. «Дело рассмотрено объективно и всесторонне. Наказание справедливо и снижению не подлежит», — резюмировала она.

В итоге приговор суда был признан законным. Судья озвучила только резолютивную часть своего решения.

Александр Лебедев хоть и был расстроен исходом дела, сказал, что выполнить решение суда готов. «Я не вижу в этом проблемы», — сказал он. При этом банкир добавил, что уже «отработал приговор», так как в течение двух лет был обвиняемым, подсудимым и осужденным, что не могло не сказаться на его бизнесе.

«Сегодняшнее решение суда показало, что когда человек «под кайфом», ругается, угрожает вам, то нужно просто бежать», — заметил он. По словам осужденного, теперь, когда решение суда вступило в силу, ему придется сложить полномочия депутата Слободской районной думы Кировский области.

Его адвокат сказал, что не собирается сдаваться и попытается добиться отмены приговора в кассационной инстанции Мосгорсуда.

Суд да дело Полонского

Что же касается Сергея Полонского, то сегодня от его адвокатов стало известно, что коммерсант получил гражданство Камбоджи. Его дело там пока не закрыто, и судя по всему, бизнесмену тоже придется побывать в роли подсудимого.

В России же Полонскому заочно предъявлено обвинение в махинациях на сумму 5,7 млрд рублей с деньгами дольщиков жилого комплекса «Кутузовская миля». Если бизнесмен не вернется на родину, его осудят заочно.