Возле обнинского филиала банка «Пушкино» спокойно — двери никто не штурмует, очереди из вкладчиков не стоят. И мало кто в Обнинске в курсе, что вся эта история с отзывом лицензии у крупного банка связана с фигурой экс­-директора карповского института.

Единственная посетительница стоит возле дверей и внимательно изучает официальную информацию, вывешенную снаружи финансового заведения. «Сказали завтра приходить, сообщат, в каком банке можно будет деньги получить, — поделилась она. — Вроде бы и поводов волноваться нет, а страшно. Мы уже столько всего пережили! В прежнее время работала на «Технологии», с зарплаты деньги отчисляла, а потом все накопления враз обесценились. А здесь-то как обидно получилось! Я в этот банк деньги всего полтора месяца назад положила. Если бы заранее знать…»

А можно ли у нас что­-нибудь знать заранее? Что делать обычному вкладчику, когда пролетела первая «пушкинская» ласточка? Забрать свои денежки со счетов, да и хранить все в стеклянных банках и не трепать нервы? Если вклад меньше 700 тысяч, то все должны вернуть, а если нет? И как быть дальше?

Дело в масштабах страны довольно громкое — это крупнейший страховой случай в России. Банк «Пушкино» занимал далеко не последние места в рейтинговых списках. Он находился на 134­-м месте по размеру активов в рэнкинге «Интерфакс-­100». И создан банк не вчера — работает более 20 лет, с 1990 года. На его счетах находилось более 23 миллиардов рублей депозитов физических лиц.

И то, что у банка отозвали лицензию, оказалось для этих самых лиц полной неожиданностью. Ведь буквально накануне этого события банк «Пушкино» рассылал SMS-­cообщения частным вкладчикам о начале новой акции, обещая ставки по вкладам до 11,05%. Центробанк во главе с новым руководителем Эльвирой Набиуллиной счел, что банк проводит «высокорискованную кредитную политику по размещению средств в низкокачественные активы и не создает соответствующие резервы на возможные потери соразмерно принятым рискам».

Такая жесткая реакция имеет предысторию. Как пишут СМИ, еще в апреле этого года владелец Национального резервного банка Александр Лебедев направил письмо главе МВД Владимиру Колокольцеву, в котором предупредил об изъятии средств вкладчиков из банка с целью преднамеренного банкротства. Интересно, что ранее банк «Пушкино» принадлежал бизнесмену Алексею Алякину. Впрочем, обнинцам он более известен как директор карповского института, правда, с приставкой «бывший» — он возглавил НИИ в 2008 году и своим лихим, «московским» почерком, необычным для директора крупной структуры поведением удивил местную элиту. Параллельно за короткий срок сумел поссориться с другими директорами — вихрем, налетом.

Впрочем, основные его интересы, судя по всему, лежали совсем в иной плоскости. Как сообщают аналитические финансовые издания, в марте 2013­-го Алексей Алякин продал «Пушкино» сестре бывшего исполнительного директора «Росэнергоатома» Сергея Иванова. Но уже в апреле владельцы банка «Пушкино» снова поменялись — и сейчас его контролирует экс-адвокат скандального олигарха Сергея Полонского Александр Добровинский.

По информации «Пушкинского вестника», в начале 2010 года в банке «Пушкино» закончилась проверка ЦБ, по окончании которой ЦБ затянул с принятием решения по проверке. «Одновременно с этим в банке появился Алексей Алякин, — пишет «Morning News», — и предложил собственникам продать ему банк по символической цене, которая значительно ниже рыночной. Алякин ссылался на свои связи в ЦБ. В сложившейся ситуации собственникам ничего не оставалось, как уступить. Господин Алякин купил по дешевке, взял кредиты, потом перепродал, оказался в выигрыше, а «Пушкино» со своей политикой оказался без лицензии. Теперь Агентству страхования вкладов придется расплачиваться с плательщиками, отдав 10% своего фонда — 20 миллиардов рублей».

И все это происходит на фоне грандиозного скандала Алексея Алякина и Сергея Полонского: «камбоджийский олигарх» обвинил Алякина в рейдерском захвате своей компании и выводе девелоперских активов в банк «Пушкино». Еще в прошлом году Полонский решил продать Алякину свою компанию Potok. Первым этапом сделки должно было стать приобретение около 75% доли Potok. Некоторое время Алексей Алякин занимал должность руководителя компании. Однако в феврале 2013 года Сергей Полонский неожиданно для всех подписал приказ о его увольнении со всех занимаемых должностей. Поздней он через пресс­-службу объяснил причины, заставившие его расторгнуть сделку с Алексеем Алякиным. По его версии, Алякин заставил сотрудников компании подписать документы по продаже недвижимости одного из московских проектов Potok — «Литературной газеты» (30 тыс. кв. м, расположен в Костянском переулке) по цене «в два раза ниже рынка». Кроме этого, Сергей Полонский обвинил Алексея Алякина в том, что он заложил земельные участки общей площадью 200 га в районе подмосковных Химок, принадлежащие Potok, по фиктивным кредитам, выданным аффилированным Алексею Алякину компаниям, и подписал кредитный договор, по которому недвижимость отчуждалась в пользу банка «Пушкино». Также Полонский обвинил Алякина в выводе активов девелоперской компании Potok в Мякинине, где планировалось построить 250 тыс. кв. м недвижимости. Со своей стороны Алексей Алякин оставил без комментариев обвинения Полонского. Но вскоре после конфликта продал свои акции в «Пушкино».

Все эти игры олигархов — очень далеки от интересов простых людей. И знать о них простые граждане не могут. Разве что пост­фактум, когда рухнет банк или завалится финансовая пирамида. Кстати, когда людям вернут деньги? В конкурсе по отбору агентов для выплат страхового возмещения клиентам банка «Пушкино» победили Сбербанк, ВТБ24 и Россельхозбанк. Прием заявлений о выплате возмещения по вкладам начнется 14 октября. За три дня до этого на сайте АСВ будут опубликованы условия выдачи возмещений. То есть в этот раз все идет гораздо цивилизованней, чем в прошлые годы. И все равно осадок остался. Невольно заволновались и вкладчики других банков, особенно те, кто на счетах и картах держит серьезные накопления в расчете на будущие траты.

Директор «Транскапиталбанка» Вадим Макаров считает: догадаться, что банк «Пушкино» оказался не слишком устойчивой системой, было можно. Самый простой способ — посмотреть, насколько велики процентные ставки. Если они существенно выше среднего уровня, стоит задуматься. Ибо старое правило гласит — чем выше доходность вклада, тем выше риски. Нужно обратить внимание на сумму, на сроки вкладов. И только после этого выбирать, что конкретно вам больше подходит. «Прирастать» маленьким процентом и спать спокойно, или рисковать и «пить шампанское».

«Кроме того, — говорит Вадим Макаров, — можно посмотреть открытую информацию, к которой относятся рейтинги и рэнкинги, то есть сравнительные характеристики по одному признаку. Жители Обнинска в большинстве своем достаточно грамотны, чтобы сделать правильные выводы».

Если же 100%­-ной уверенности в правильности своих расчетов нет, лучше, чтобы размер вклада оставался в рамках страховой суммы в 700 000, которая в любом случае будет вкладчику компенсирована. Если сумма выше, можно «разнести» ее на разных членов семьи или в разные банки.