12 декабря в ежегодном послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявил: «Нужно продолжить принципиальную и твердую линию по избавлению нашей кредитно-финансовой системы от разного рода отмывочных контор». При этом он также отметил необходимость защиты интересов вкладчиков банков. Портал Банки.ру узнал у банкиров и экспертов, как совместить борьбу с недобросовестными банками и защиту добросовестных вкладчиков.

Андрей Зорин, старший вице-президент Альфа-Банка: «Ужесточение антиотмывочного законодательства будет ударом для клиентов банков»

— Сейчас в сфере борьбы с отмыванием доходов у нас достаточно продвинутое законодательство, которое соответствует всем международным стандартам. На мой взгляд, после вступления в силу последних изменений в антиотмывочное законодательство (речь идет о всем известном законе, который получил неофициальное название «пяти шестерок»), дальше ужесточать эту сферу уже некуда. Ибо такое ужесточение будет ударом не только для банков, но и для их клиентов. Сейчас необходимо думать не об ужесточении законодательства, а о более эффективном правоприменении.

Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков: «То, что сегодня вызывает неудобство, станет для банков нормальным режимом работы»

— Мы уже видим результаты борьбы разных ведомств с незаконной финансовой деятельностью. Центробанк объявил это одним из главных приоритетов. И нет ничего удивительного в том, что Владимир Путин обратил внимание на проблему.

Ужесточение антиотмывочного законодательства, конечно же, вызывает некоторые сложности у банков. Также это чувствуют на себе и клиенты, проверка которых ужесточилась. Однако то, что сегодня вызывает неудобство, по истечении времени станет для кредитных организаций нормальным режимом деятельности. Это оправдает себя еще и тем, что защитит самих клиентов от недобросовестных участников рынка.

Борис Дьяконов, первый заместитель председателя правления Банка24.ру: «Корень зла — не в банках»

— При здравом смысле и желании забота о клиентах банков и борьба с «прачечными» очень даже совместимы. Отчасти потому, что корень зла — не в банках. Налоговые органы регистрируют фирмы-«однодневки», и на их счетах оказываются средства, которые выводятся за рубеж. Банки обязаны с этим бороться. А еще банкам очень помог бы доступ к базам налоговых органов. Чтобы мы могли видеть, платят ли компании налоги.

Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари»: «По оценкам монетарных властей, российской экономике достаточно 200—300 банков»

— Процесс отмывания доходов в этом году активизировался, о чем может свидетельствовать, помимо всего прочего, чистка банковского сектора, активно обслуживающего теневой сектор экономики. В следующем году эти действия будут продолжены. Клиенты банков, которые попадут под карающие действия регуляторов, будут вынуждены перевести свои финансовые операции в другие банки. При банкротстве будет задействован механизм АСВ.

Вообще, по оценкам монетарных властей, для нормального функционирования экономике России достаточно 200—300 банков. На текущий момент их чуть менее 900.

Геннадий Фофанов, начальник департамента кредитования малого и среднего бизнеса Солид Банка: «Ужесточение борьбы с отмыванием денег оздоровит банковскую систему»

— Предпосылки для ужесточения регулирования в банковской сфере однозначно есть. Неоднократно высказывалось мнение о необходимости ограничения наличного обращения денежных средств и перехода на безналичные платежи у физических лиц. Подобные инициативы выводят на иной качественный уровень борьбу с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем. Кроме того, будут повышаться требования к самим кредитным организациям, и прогнозируется уменьшение их количества. Это может создать локальный неблагоприятный фон для клиентов конкретной организации, но будет иметь оздоравливающий эффект для банковской системы в целом.

Дмитрий Шевченко, начальник юридического департамента Ланта-Банка: «Это политика, а не управленческое решение топ-менеджера Банка России»

— Думаю, что реальные действия по борьбе с отмывочными конторами уже начали предприниматься, что доказывает недавний отзыв лицензии у Мастер-Банка. Теперь понятно, что это политика и что одобрено на самом верху, а не являлось управленческим решением нового топ-менеджера Банка России. Результаты начала этой политики уже ощущаются всем банковским сообществом в виде достаточно серьезных проблем с ликвидностью. В конечном счете это приведет к серьезному сокращению численности участников банковского рынка, перетоку клиентов в государственные и прогосударственные банки. И, как следствие, к сокращению конкуренции на рынке и ухудшению качества услуг. На мой взгляд, это передел рынка, где борьба с отмывочными конторами является лишь обоснованием. Вкупе с дефицитом бюджета и не совсем похвальным уровнем собираемости налогов такое обоснование выглядит логичным.

Андрей Мельников, заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов: «От фальсификации отчетности в результате страдают кредиторы банка»

— Мы занимаемся защитой интересов вкладчиков уже десять лет. Одна из норм, которую мы с Центробанком предлагаем принять весь этот год, — это введение уголовной ответственности за фальсификацию финансовой отчетности финансовыми организациями. Законопроект уже прошел первое чтение. Эта мера реально направлена на защиту интересов вкладчиков. Мы ожидаем, что данная норма будет принята вместе с пакетом по пенсионной реформе и заработает с 1 января 2014 года. Фальсификация отчетности означает, что менеджмент доводит банк до такого состояния, когда от банка ничего не остается. При этом стоит ширма здорового банка. В результате страдают кредиторы.

Александр Лебедев, председатель совета директоров Национальной резервной корпорации: «В борьбе с отмыванием денег никакого компромисса быть не может»

— Совместить борьбу с отмыванием и защиту интересов клиентов банка — несложное дело. Допускать, чтобы банкиры присваивали мошенническим способом средства клиентов, нельзя. Уголовная ответственность уже существует. Но отчетность подделывают и подделывают не просто так, а чтобы скрывать хищения в банковской сфере. У нас в стране это принято. Потому что ответственность долгое время не наступала. Из-за этого проблема приобрела колоссальный масштаб. Банкиры через сотни банков присваивали деньги клиентов, выводили их за границу и отмывали. Это типичный случай. Поэтому в борьбе с отмыванием денег в банках никакого компромисса быть не может. Поэтому когда губернатор Калининградской области (Николай Цуканов. — Прим. ред.) пишет ЦБ: помогите защитить моих вкладчиков (Инвестбанка. — Прим. ред.), — я этого не понимаю. Ведь денег вкладчиков уже нет, эти деньги уже за границей. Разобраться в банковской отчетности — проще простого. Не надо «крышевать» такие банки, как это у нас было распространено до прихода Набиуллиной в ЦБ.

Лора Файнзилберг, генеральный директор, председатель правления МФО «МигКредит»: «Действующие законы не противоречат интересам законопослушных клиентов банков»

— Введение уголовной ответственности руководителей кредитных организаций по новым статьям чревато повышением давления на бизнес со стороны государства, которое, наоборот, в последние годы декларирует повышение роли предпринимательства и частного бизнеса в экономике России. При этом инициативы, направленные на очищение финансового сектора от организаций, которые не соблюдают антиотмывочное законодательство по ФЗ-115, только положительно скажутся на рынке и экономике в целом. На наш взгляд, сейчас ничто не мешает надзору за соблюдением закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Действующее законодательство совершенно не противоречит интересам законопослушных клиентов финансово-кредитных учреждений.

Павел Сакадынский, директор Московского филиала КБ «Энерготрансбанк»:«Борьба с отмыванием в банках и есть защита клиентов»

— Очевидно, что основными экономическими субъектами, заинтересованными в чистой банковской системе, являются сами клиенты банков. Я не вижу здесь противоречий. Это и есть защита интересов клиентов — борьба с отмыванием в банках. Кто, как не банк, должен учить клиента работать грамотно и в соответствии с законом, быть образцом прозрачности и эффективности бизнес-процессов?! Есть, конечно, одно «но»… По данным некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет», в ходе проведенного опроса 74% респондентов назвали основной отмывочной операцией снятие наличных, 69% — трансграничные платежи, 69% — государственные закупки. Заказчиками отмывочных схем, по мнению 16% респондентов, явились представители исполнительной власти, 13% — законодательной власти, 13% — правоохранительных органов. Можно отозвать лицензии у 100% банков и пересажать всех банкиров за пропущенные запятые в отчетах, но пока не будет искоренена причина коррупции, воз с места не сдвинется.