"В каждом случае ситуация имеет свой национальный аспект, который является уникальным, и не нам судить о том, кто, что и как делает". Это оценка Владимира Путина, данная по поводу ситуации с закручиванием гаек в Интернете, но в принципе она может быть уместна во всех российских реалиях.

Милана Давыдова, главный редактор журнала "Компания".

Например, новость о том, что с 1 июля этого года вводятся невозвратные авиабилеты. В Минтрансе подсчитали, что всего за год авиакомпании могут сэкономить на продаже невозвратных билетов около 40 млрд руб. Но лично для меня новость плохая, и "уникальным национальным аспектом" никак считать ее не хочу ввиду абсолютно непрозрачного тарифообразования. Именно возможность сдать билет играла для меня всегда главную роль при покупке авиабилетов национального авиаперевозчика - "Аэрофлота". Приведу пример. В январе этого года, за три месяца до поездки, я выкупила авиабилеты "Аэрофлота" для четырех человек по маршруту Москва - Анталия - Москва за 84 000 руб. За пару недель до вылета решила проверить, сколько мне удалось сэкономить, и выяснила, что, купи я их сегодня, они бы мне обошлись в 60 000 руб. Естественно, я сдала предыдущие билеты и купила новые. Итого: 24 000 руб. экономии. Сейчас, после введения невозвратных билетов, подобная операция станет невозможной. Нет, авиакомпании оставляют возвратный тариф "Оптимум", который дороже "Бюджета" и "Промо" в среднем на 50%. Но это для тех, кто не привык считать деньги при покупке авиабилета.

Признаюсь, что летаю в основном "Аэрофлотом", так как живу близко к Шереметьево, да и сервисом довольна. Но вот по поводу цен - одно расстройство. В тот же Стамбул или Берлин можно слетать тысяч за пятнадцать туда-обратно, а в Тиват (расстояние одно и то же) дешевле чем за 25 000 руб. билет купить сложно. Естественно, дело в национальном аспекте - конкуренции. Или ее отсутствии. За границу у нас летают в основном две компании - "Аэрофлот" и "Трансаэро", остальные - по остаточному принципу. Но почему я как потребитель должна страдать? Почему те же ФАС, Росавиация или Минтранс не стремятся удалить этот национальный аспект из нашей жизни? Ведь, когда хотят (на примере "Добролета": билеты в Симферополь по 900 руб.), то могут!