(Блумберг) -- Владимир Путин заставляет богатейших россиян возвращать активы из офшоров на фоне падения рубля и санкций, введенных Евросоюзом и США.

По закону, подписанному президентом в ноябре, налоговые резиденты России с этого года должны будут выплачивать 13 процентов с нераспределенной прибыли иностранных компаний и трастов. Если власти докажут, что компании управляются из России и не имеют за рубежом существенных активов и сотрудников, ставка вырастет до 20 процентов.

«Многие собственники переводят активы в российскую юрисдикцию, - сообщил старший юрист Goltsblat BLP в Москве Артем Торопов, занимающийся международным налоговым структурированием. -Одна из главных причин - осознание того, что в новых условиях иностранные структуры создают больше налоговых рисков, чем преимуществ, хотя все еще дают повышенную защиту активов, свободу корпоративных договоренностей и возможность разрешать корпоративное споры в иностранных центрах коммерческого арбитража».

Российские власти пытаются преодолеть самый серьезный валютный кризис с 1998 года, вызванный падением цен на нефть и санкциями в отношении российских компаний в связи с конфликтом на Украине. Новый налог введен спустя три года после того, как Путин впервые призвал российский бизнес вернуть домой $1 триллион, спрятанный в офшорных центрах, включая Кипр и Швейцарию.

Возвращение на родину

USM Holdings Ltd., совладельцем которой является миллиардер Алишер Усманов, 19 декабря сообщила, что передала контрольные пакеты ОАО «Мегафон» и ОАО ХК «Металлоинвест» из офшоров в российские компании, так как эти активы «имеют стратегическое значение для российской экономики». Усманов занимает второе место среди богатейших людей в РФ с состоянием в $14 миллиардов.

В тот же день Владимир Литвиненко, который руководил президентской кампанией Путина в Санкт-Петербурге в 2000 и 2004 годах, сообщил, что передает 4,81 процента ОАО «ФосАгро» из иностранного траста в российскую компанию, при этом доля, принадлежащая ему напрямую, выросла до 14,54 процента.

Совладельцы московского аэропорта Внуково также перевели почти 81-процентную долю в компании в российское ООО «Внуково Альянс», сообщила компания на прошлой неделе.

Путин пытается обратить вспять отток активов из страны, продолжавшийся последние 20 лет. Согласно оценке вашингтонской Global Financial Integrity, только в 1994-2011 годах в связи с теневой экономикой из России за рубеж могло быть выведено $211,5 миллиарда. В 2014 году чистый отток капитала, по оценке Центробанка, составил $151,5 миллиарда, почти половина из них пришлась на четвертый квартал.

Российский ЦБ вынужден был предпринять экстренные меры, включая увеличение процентных ставок и валютные интервенции объемом $88 миллиардов, чтобы поддержать рубль, который за последний год подешевел к доллару почти на 50 процентов.

Холдинги за рубежом

Все 20 богатейших россиян контролировали часть своего $181- миллиардного состояния через зарегистрированные за рубежом холдинговые компании, свидетельствует индекс миллиардеров Блумберг.

USM, Фосагро отказались от комментариев, так же поступили представители Алексея Мордашова, Михаила Прохорова, Олега Дерипаски.

Российские компании, которые продолжат работать через зарубежные структуры, должны будут платить больше налогов, сообщил Алексей Рябов, партнер Ernst & Young (CIS) B.V. в Москве. Ранее налог 9% взимался только с физических лиц, получивших дивиденды от иностранных компаний.

Противоречия

Новый закон находится в противоречии с законодательством некоторых европейских стран, сказал Борис Минц, владелец O1 Properties, которая инвестирует в готовые объекты коммерческой недвижимости. Минфин должен внести в закон поправки, устраняющие противоречия, отметил он.

«Я нанял консультантов по налогам, по международному праву, - сказал Минц в интервью 16 января. - Они дают ответы, но они меня не устраивают».

Предприниматель Александр Лебедев, владелец британских газет Independent и Evening Standard, сообщил в интервью Блумберг, что перерегистрирует на российскую компанию швейцарский бутик-отель Chateau Guetsch.

Британские газеты, по словам бизнесмена, записаны на его сына, у которого, помимо российского, есть британский паспорт; медиаактивы переводить в РФ Лебедев не намерен.

«Российские предприниматели используют офшоры не столько для минимизации налогов, сколько для защиты активов от коррумпированных чиновников или рейдерских захватов, так как правовые нормы в России не всегда одинаковы для всех», - сказал Лебедев, которому в РФ принадлежит Национальная резервная корпорация.

По его словам, объявленная амнистия капиталов вряд ли даст заметный эффект. «Те, кто честно зарабатывает, уже давно раскрылись, а тех, чей капитал имеет криминальное происхождение, амнистия не убедит что-либо предпринять», - сказал Лебедев.

Миллионеры уходят

Хотя миллиардеры, возможно, и готовы вернуть активы на родину, обладатели капиталов размером $100-200 миллионов, как и раньше, склонны скорее выводить их за рубеж, так как в России их права собственности не гарантированы, сказал бывший заместитель председателя правления Deutsche Bank AG в Восточной Европе Игорь Ложевский.

«Россияне, которые хотят работать в условиях стабильного и благоприятного налогового режима, все чаще меняют своё налоговое резидентство», сказал Торопов из Goltsblat BLP. Сейчас много таких запросов, среди самых популярных стран - Великобритания и Швейцария, отметил он.

«Бизнесмены, которые имеют негласные гарантии от власти, могут возвратить сюда активы, - сказал Александр Захаров, партнер московской Paragon Advice Group. - Если говорить о людях, которые никак не связаны с властью, они продолжат дальше работать за границей».