Главный редактор «Новой газеты» о закрытии бумажной версии издания

С мая «Новая газета» может приостановить выпуск печатной версии из-за финансовых трудностей. Главный редактор издания Дмитрий Муратов объясняет их разорением акционера Александра Лебедева и тем, что государство мешает газете зарабатывать на рекламе. Реклама в СМИ — это бонус за лояльность власти, а «Новая газета» «лояльностью не торгует», заявил главред. В ближайшее время ИД выставит на продажу пакет Лебедева, который вложил в «Новую» больше 500 миллионов рублей и неоднократно заявлял о том, что готов отдать свой пакет редакции бесплатно для последующей перепродажи. Однако покупателя на акции не находилось. Почему газета не будет объявлять сбор средств в поддержку издания и вводить платный доступ к материалам сайта, Муратов рассказал «Ленте.ру».

«Лента.ру»: «Реклама — бонус за лояльность СМИ». Вы понимаете, что этим заявлением вы дискредитировали вообще все СМИ за то, что они продают рекламу. Мол, «Новая газета» неподкупна, а остальные, значит, да.

Муратов: Я считаю, что существуют исключения в бизнес-сегменте. Сюда я отношу «Ведомости», РБК и Forbes. Про остальных ничего говорить не буду. Я действительно не хочу подрывать благосостояние и усилия своих коллег. И не хочу, чтобы наши проблемы создавали проблемы для них.

Если реклама в газете является бонусом за лояльность, то в онлайне я такой устойчивой тенденции не наблюдаю. Но нужно учитывать, что в интернете и цена рекламы на порядок меньше, чем на рекламу в печатной версии.

Как государство вам мешает торговать рекламой? Ведь на желание компании дать рекламу в «Новую газету» оно не влияет. Рекламодатель смотрит на аудиторию издания.

На мой взгляд, государство как раз на это влияет. Реклама делится на две категории. Есть классифайд — частные объявления «куплю-продам» — на это, безусловно, государство влияния не оказывает. Но зарабатывать на такой рекламе невозможно, потому что только полосные модули могут поддержать издание. Когда дело касается крупных рекламодателей, то на них государство, безусловно, влияет.

Но, прежде всего, влияет само содержание нашей газеты.

Рядом с расследованием о недвижимости высших должностных лиц люди побаиваются ставить рекламу. Потому что они рассчитывают не на ту премиальную аудиторию, которая это прочтет и увидит их рекламу, а на неких людей с распорядительными функциями, которые рядом с этим сектором увидят их рекламу и могут, безусловно, разгневаться.

Ну тогда получается, что беда с рекламой перманентна для «Новой»...

Был период, когда тиражи и реклама позволяли нам нормально существовать, это было вплоть до окончания правления Бориса Ельцина. К нему можно относиться по-разному, но у него был принцип — стирай зубы в муку, но газеты не трожь.

Расскажите о конкретных случаях, когда заказчики отказывались от рекламы из-за контента газеты.

У нас такое было. Я не могу назвать эту компанию, мы с ней полюбовно расстались. Это одна из крупнейших мировых компаний. Им понравилась наша аудитория — люди 32-54 лет с высшим образованием и доходом выше среднего. Они дали нам очень крупный рекламный заказ. Но последовал окрик, опять же не скажу чей, не хочу их подводить. Кому-то не понравилось, что в газете стоит реклама этого прекрасного новогоднего напитка, и мы пришли к соглашению о том, что они не отзывают аванс, который уже перечислили, а мы не печатаем рекламу. Поверьте мне, этот случай не единичный.

То есть, по-вашему, у «Новой» нет шансов на доход?

Существуют еще договоры об информационном партнерстве. Это вид скрытой поддержки лояльных СМИ, их скрытое огосударствление. СМИ без пометки о том, что это финансируется властями, фигачат тот контент, который им необходим.

На днях я вернулся из Самары. Это мой родной город. Такой грязи, такой жути, обилия окурков повсюду за последние годы я нигде не видел. Невозможно пройти во двор, подойти к машине. В поезде я открываю местное приложение «Аргументов и фактов». Я хорошо отношусь к Зятькову (главный редактор газеты «Аргументы и факты» — прим. «Ленты.ру») и к «АиФ». Так вот, в газете стоит фотография какого-то трактора и написано: «Благодаря слаженной работе людей и техники горожане могут абсолютно спокойно и безопасно ходить по дворам». Это и есть информационное партнерство. Ты ни фига не информируешь о деятельности органов власти, ты просто хорошо о них пишешь, а в самом лучшем случае — молчишь.

Объединенный народный фронт Владимира Путина выступил против такого скрытого подкупа прессы. И я считаю это правильным.

Как вы намерены спасать газету? Будете объявлять сбор средств, как это делал «Дождь», а сейчас Владимир Яковлев (основатель «Коммерсанта» собирает деньги на собственный медиапроект — прим. «Ленты.ру»)?

Мы категорические противники этой модели. Мы считаем, что когда это делает «Русфонд» при «Коммерсанте» или фонд «Подари жизнь», это абсолютно оправдано. Когда люди дают деньги на спасение жизни. Мы же все молодые, серьезные и здоровые люди. Мы, конечно, в большей степени ищем не благотворительности. Был случай не так давно, когда человек, который много лет читал «Новую газету», решил завещать нам трехкомнатную квартиру. Мы отказались от этого подарка.

Вы же говорите о том, что у вас преданная премиум-аудитория. Если это так, она бы помогла деньгами.

Правильно. Но ведь что такое подписка? Это и есть сбор денег. Поэтому мы подписку будем проводить.

Печатная версия ведь может быть закрыта. О какой подписке на бумажную газету тогда идет речь?

Мы говорим о том, что печатная версия газеты, возможно, будет приостановлена в мае. Ключевые слова «возможно» и «приостановить», а не «навсегда» и «закрыться».

Вы будете вводить платный доступ к сайту, платную подписку?

Нет. Интернет — зона свободного доступа. Он был создан так, и пока «Новая газета» существует в интернете, она будет в свободном доступе. В отличие от разных наших коллег, которые испытывают различные модели монетизации интернета, мы точно не будем делать доступ платным. Введя платную подписку, мы отсечем гигантский слой читателей, правда, без дураков, вот этой настоящей русской интеллигенции из разных городов страны, у которых просто нет возможности платить за доступ.

Так как вы будете поправлять финансовое положение газеты?

Мы точно не будем делать это тем, что, как хреновые мытари, станем собирать с людей дополнительные бабки.

Вы заявили, что в ближайшее время пакет акций издательского дома будет выставлен на продажу. 51 процент, принадлежащий редакции, тоже продадите?

Нет, об этом речи не идет. Александр Лебедев (владелец Национального резервного банка, с 2006 года владеет 39 процентами «Новой» — прим. «Ленты.ру»), у которого какие-то странные люди уже пытались выкупить пакет, предложил редакции продать часть своих акций. В зависимости от интереса к его пакету, а потом и когда появится интерес акционера к величине пакета, а следовательно, и сумме, которую мы хотим за него выручить, мы будем думать, готовы ли мы присоединить к части пакета Александра Евгеньевича что-то из 51 процента коллектива.

Но это уже будет ясно, когда мы перейдем в режим сделки, когда поймем, какой объем акций газеты покупателю интересен. Пока же есть принципиальное согласие газеты и одного из ее акционеров, журналиста Александра Лебедева, о продаже части пакета акций. Дальше слушаем встречное предложение.

Долю Михаила Горбачева в газете тоже реализуете?

Мы не будем трогать пакет Михаила Сергеевича, его 10 процентов. Из огромного уважения к нему. Это не по бизнесу, не по рынку. Для нас это просто важно, репутационно и человечески, важно и для традиций газеты.

С самого первого номера в 1993 году у нас была поддержка Горбачева. В трудные времена первые 20 компьютеров были куплены Горбачевым из Нобелевской премии. Да, вот уже долгие годы он не оказывает нам финансовую, но оказывает огромную общечеловеческую поддержку.

Дмитрий Песков связал трудности «Новой газеты» с общим тяжелым положением на медиарынке. По-вашему, он лукавит?

За последний месяц Дмитрий Песков несколько раз комментировал наши материалы и ситуацию с газетой. Мы, безусловно, приветствуем такую активность, но переделывая кремлевскую формулу, которую они применяют ко всему, — иногда произнесенные слова приносят больше вреда, чем их отсутствие.