Некогда градообразующее предприятие, ныне ЗАО «Энергомаш» аккумулирует вокруг себя скандальные истории: об аресте бывшего руководства, о миллионных зарплатных долгах… Новость о том, что на заводе сменилось руководство, и затеплилась жизнь, еще не успела распространиться. Работники завода в наступление лучших времен верят с осторожностью. И понятно, почему. Снова «смена власти». Новые стараются запустить производство. Но слово «запустить» имеет двоякое значение. Прежнее руководство уже запустило, но в очень плохом смысле…

А вот в среде новоявленного директората, напротив, царит оптимизм. Наш корреспондент задал самые актуальные вопросы исполнительному директору ЗАО «Энергомаш-ЧЗЭМ» Денису Анатольевичу Ефимову.

- Денис Анатольевич,  какова основная проблема завода сегодня и выплачены ли работникам долги по зарплате?

- Задержки по зарплате пока остаются, и сокращений по довольно большому кассовому разрыву, к сожалению, еще не произошло. Это и есть одна из основных проблем и, заодно, главная задача, которую надо решать и решать быстро.

- Почему пока не получилось разобраться с этим вопросом?

- Потому что основная цель, сразу после прихода сюда в сентябре, состояла в том, чтобы запустить производство. В октябре мы выпустили продукции на сумму 101 млн. рублей. Это выше порога рентабельности предприятия. И этот факт можно рассматривать, как достижение. Я просматривал данные за последние три года, в течение этого времени был только один месяц, когда завод выпустил продукции больше, чем на 100 миллионов.

- Это то, на чем крепится оптимизм по поводу возможности поднять чеховский «Энергомаш»?

- Ни для кого не секрет, что еще вчера ситуация на заводе была крайне тяжелая. Сегодня некоторые участки работают в три смены, и мы еле успеваем. Если мы этот порог, - работать выше рентабельности, - пройдем, то и дальше сможем планировать развитие.

- А заказы, рынок сбыта, неужели сегодня в России строят АЭС, или вы больше ориентированы на заказ из-за рубежа?

- Существует рынок текущего заказа, он обеспечивает потребность ремонта и модернизации уже существующих АЭС И ТЭС. И даже один только этот рынок позволяет нам жить – быть рентабельным производству. Но, кроме того, с разной периодичностью в мире происходят запуски крупных блоков. На те АЭС, которые были запущены в последнее время в Индии и Иране, арматуру поставлял чеховский завод. Сейчас начался первый тендер по индийскому заказу на новые блоки АЭС, и мы уверены, что сможем участвовать в этом проекте. С 2016 года начинаются тендеры по запуску новых блоков в Иране. Затем, должен начаться запуск в Финляндии. Каждый такой заказ – это порядка миллиарда  рублей в год. За 3-4 года на крупных проектах мы сможем осуществить модернизацию производства.

- Не боитесь, что конкуренты могу увести проекты?

- Вы слышали, чтобы на территории бывшего СССР был другой бренд в отрасли производства трубопроводной арматуры, кроме «Энергомаша»? Это же «законодатель мод» в своей сфере производства.

- Сегодняшняя тенденция сверху на импортозамещение как-то оказывает влияние? Раньше это называлось поддержкой отечественного производителя.

- На самом деле, все то, что названо этим модным словом, хорошо помогает. Неделю назад у нас была встреча с нашими западными конкурентами. Так вот, у них идет спад продаж. И, откровенно говоря, меня это порадовало. Кроме того, из-за курсовой разницы на сегодняшний день на предприятиях среднего машиностроения Китая зарплата оказалась выше, чем у нас. А это значит, что мы становимся конкурентоспособными.

- Вы работали в Монреале на предприятии подобной сферы. Наверное, там сосвсем по-другому?

- На самом деле, принципиальных отличий не так много. Задача та же: сохранять производство на уровне выше рентабельности. И здесь такие же станки, также работают. Меня в Чехове поразило другое. Это же не просто завод – все Венюково заключено в нем. И даже при том упадке, который тут был, все ключевые кадры на предприятии остались. Завод и город – здесь все едино. За две-три недели у работников, - и у ветеранов, и у молодых, - загорелись глаза по-другому, как только они увидели, что предприятие начало работать. Сейчас просто необходимо поднять их дух. Для этого мы создали молодежный совет, запустили программу «вырасти себе заместителя».

- То есть, кадровых проблем на заводе «Энергомаш» сейчас нет?

- Сейчас нет. Но, если этим вопросом не заниматься, года через четыре будут. И, надо признаться, в первую неделю появления на заводе, я имею в виду генерального директор Вадима Швеца и себя, нам пришлось произвести довольно серьезные кадровые изменения.

- Поменяли верхушку?

- Да, притом многих молодых людей поставили на ключевые посты. Например, отвечать за все производство по АЭС назначили человека, который до этого был мастером участка и ему 30 лет.

- Как же вы его разглядели?

- Это консолидированное решение, принятое после того, как пообщались с десятками людей. Знаете, нельзя просто так ходить на работу… Сейчас наша молодежь сама организовывает спартакиаду, и мы поддержали их инициативу, скоро на территории завода появятся велодорожки, организуем велопарковки, а в скором времени и в самом микрорайоне Венюково. Еще нужно отметить, для своих сотрудников мы сделали столовую в два раза дешевле.

- Какова судьба бассейна?

- Бассейн – наш! И продавать его никто не собирается. Мало того, сейчас для наших сотрудников и их детей посещение бесплатно, и мы уже провели переговоры с районной властью, чтобы организовать бесплатное посещение для ребят, попавших в сложную жизненную ситуацию.

- Денис Анатольевич, думаю, что не ошибусь, если предположу, что кроме зарплаты, многих заводчан сейчас интересует вопрос: Вы здесь надолго?

- Что касается зарплаты, она существенно различается в зависимости от продразделений и квалификации. Она не ниже, чем на местном рынке труда. Но сейчас мы занимаемся штатным расписанием и балансируем уровень оплаты труда, чтобы не потерять старые проверенные кадры и привлечь молодые. Относительно меня: к новому году планирую перевезти сюда жену и дочек. Сейчас они в Монреале, но мы дружная семья, и все очень скучаем друг по другу. Пока нужно окончить полугодие, а за это время подобрать школу. Так что – делайте выводы сами…

- Заводчане, наверное, обещаниям уже мало верят?

- А не надо ничего обещать. Надо просто делать. И, кстати, возвращаясь к вопросу «надолго ли и всерьез ли» - наш главный акционер Александр Лебедев контролирует все, что происходит на заводе, в ежедневном режиме. Это тоже говорит о серьезности намерений.

- По-советски щедрые территории предприятия придется как-то осваивать…

- Руководство рассматривает эту территорию, как промзону. Здесь же все есть. Свое конструкторское бюро, прекрасная логистика, своя подстанция с большим потенциалом энергомощности, водозабор, котельная, подъездные пути.

- То есть, только на арматуре можно не останавливаться?

- Мы уже начали осваивать новую продукцию. Это комплексные оросительные системы. Мы прогнозируем, что в ближайшие 5 лет до 50% российских сельхозплощадей под овощные культуры будут орошаться. А система аэрации у нас не производят. Представьте, их везут из США. Мы просто не можем не использовать такую нишу, и сейчас активно идем на этот рынок. Скажу даже, у нас уже есть предзаказ от крупнейшего в мире производителя картофеля.

- Значит бренд «Энергомаша» сработал и в другой сфере, и, по идее, ему нет равных в своем  сегменте рынка.


Справка «ЧВ»

ЗАО «Энергомаш (Чехов) – ЧЗЭМ» - крупнейший поставщик трубопроводной арматуры высокого давления, до недавнего времени работавший в концерне, но потом отделившийся от него. В последние годы производство предприятия перенесло значительный спад.


«ЧВ»-досье

В настоящее время ЗАО «Энергомаш – ЧЗЭМ» входит в финансово-промышленную группу «Национальная резервная корпорация», которая реализует социально значимые проекты в реальном секторе российской экономики, сельском хозяйстве, строительстве доступного жилья, гостиничном бизнесе, авиаперевозках. Владельцем НРК является Александр Лебедев – доктор экономических наук, председатель совета «Национального резервного банка», член Совета по внешней и оборонной политике.

Генеральным директором ЗАО «Энергомаш  – ЧЗЭМ» с средины сентября этого года назначен Вадим Швец, исполнительным директором – Денис Ефимов, который до этого руководил предприятием машиностроительного профиля в Канаде. Имеет ученую степень, защитил диссертацию по композитным материалам. Женат. Имеет двух дочерей. Первое, что сделал, придя на чеховский завод, уволил личного водителя, сократил свою зарплату и попросил бухгалтерию выдавать ее ему в последнюю очередь.