Что покупают в свои собрания российские коллекционеры в 2020 году и где они это выставляют

Первые имена российского современного искусства у Дмитрия Пумпянского в Екатеринбурге

Арт-консультант Марат Гельман активно поработал во время карантина, создав три коллекции российского современного искусства. Одним из собраний, к которому приложил руку Гельман, стало собрание Дмитрия Пумпянского F 54. Основанная более 10 лет назад коллекция из 1500 работ строго держала курс на региональное уральское искусство. Новые кураторы развернули угол обзора на 180 градусов — теперь это собрание художников Урала, Сибири в контексте всего современного искусства России и стран СНГ. Управляющая коллекцией Анна Пумпянская, арт-директор Sinara SA и глава представительства галереи «Синара Арт» в Женеве, в карантин времени не теряла. 

По рекомендации Марата Гельмана Пумпянские купили в Америке несколько работ Кабакова и Меламида. В коллекции появились знаковые произведения Виноградова — Дубосарского, AES+F, «Синих носов», Олега Кулика, Эрика Булатова — всего 150 работ, из них часть из собрания самого Марата Гельмана. Как рассказала Forbes Анна Пумпянская: «В Женеве мы на перекрестке художественной жизни. Имеем возможность возвращать в Россию знаковые работы. Несмотря на пандемию, искусство летает через океан без всяких проблем». Женеву Пумпянские расценивают как плацдарм для продвижения молодых российских художников в Европе и Америке. Премьера пополненной и радикально обновленной коллекции Пумпянских намечена на февраль 2021 года. В Екатеринбурге, в «Синара-центре» (пространстве, созданном Дмитрием Пумпянским в 2019 году за 2 млрд рублей на руинах комплекса городской больницы начала XIX века) откроется экспозиция «Все это — вы!».

Группа AES+F. Последнее восстание 2. Тондо #2 (2007). Из коллекции Пумпянского

Группа AES+F. Последнее восстание 2. Тондо #2 (2007). Из коллекции Пумпянского

Паблик-арт у Сергея Галицкого в Краснодаре, у Александра Лебедева в Алуште и на выставке на Клязьме

В парке, примыкающем к стадиону «Краснодар» Сергея Галицкого F 29, недавно появились два новых объекта авторства группы Recycle — «Геолокация» и барельеф «Искусственная среда». (Цены на крупные объекты Recycle начинаются от €60 000.) По сообщениям кубанских СМИ, решение о покупке работ в парк принял лично Сергей Галицкий. На вопрос Forbes о своем увлечении современным искусством Галицкий не ответил. 

Александр Лебедев, собравший более 50 объектов уличного искусства для парка в своем отеле Château Gütsch в Люцерне, этой весной перевез значительную часть собрания в Алушту. Работы установлены на территории спа отеля «Море», принадлежащего Лебедеву, и на городской набережной, привлекая внимание туристов и к отелю, и к городу. Инвестиции в создание арт-парка Лебедев оценивает в 140 млн рублей. «В 2020 году мы заметили смещение фокуса интересов коллекционеров на уличные объекты. В разгар изоляции у нас купили две двухметровые стрит-скульптуры стоимостью около 1 млн рублей из проекта Сергея Шеховцова «Погром», — рассказывает Полина Толокова из галереи Jart. В сентябре галерея провела выставку «ЧА ЩА» на берегу Пироговского водохранилища, где было показано 42 уличных, точнее лесных, объекта. Самый большой интерес у коллекционеров вызвала инсталляция художника Димы Филиппова «Даль» (300 000 рублей).

Частные сады с outdoor-объектами

Соседка Александра Лебедева по Рублевке и его однофамилица, предпринимательница Марина Лебедева увлеклась outdoor-объектами в начале 2000-х годов. Ее коллекция развивается одновременно с формированием садов. Самый первый сад Лебедевой в подмосковной Жуковке занимает 2 га: 45 работ вписаны в садовый ландшафт и по-честному «работают» круглый год. Предмет особой гордости коллекционера — работы, участвовавшие в крупных мировых выставках, которые Лебедева разглядела первой. Например, инсталляция «Грачи прилетели» Николая Полисского была выставлена на архитектурной биеннале в Венеции в 2008 году, объекты Александра Шишкина-Хокусая — в российском павильоне на биеннале в Венеции в 2019-м. Работу Ирины Кориной, участника Венецианской биеннале, Лебедева купила на фестивале «Архстояние», а «Счастье не за горами» (€10 000) в ее саду стало первой официальной копией объекта художника Бориса Матросова, в 2009-м установленного в Перми. 

«У нас долгое время не было культуры сада, — говорит Лебедева. — А сейчас, когда у всех дальние дачи, ближние дачи, Крым, Сочи, все хотят обустраивать свои сады». Сейчас Марина Лебедева вместе с ландшафтным дизайнером Александром Гривко развивает коллекции современного искусства в открытых для публики садах во Франции, Этрете и Пьерфоне, а также планирует открыть новый сад с коллекцией в Подмосковье.

После отмены карантина несколько заказов на большие объекты художника Игоря Шелковского (от €50 000) получила его галерист Алина Пинская. (Осенью 2019 года Алина и Дмитрий Пинские подарили три объекта Игоря Шелковского Третьяковской галерее.) Среди коллекционеров работ Игоря Шелковского — Ирина и Анатолий Седых, весной установившие скульптуру в своем саду.

Сайт-специфик-проекты в заводской среде у Седых и Лебедева

Инсталляция Николая Полисского «Грачи прилетели» (2008) из коллекции Марины Лебедевой  ( Matteo Carassale )

Инсталляция Николая Полисского «Грачи прилетели» (2008) из коллекции Марины Лебедевой ( Matteo Carassale )

Глава компании ОМК Анатолий Седых F 82 и его жена Ирина, возглавляющая попечительский совет благотворительного фонда «ОМК-участие», отметились в истории российского искусства задолго до того, как стали серьезными коллекционерами современного искусства. Уже 10 лет в нижегородской Выксе, где расположен металлургический завод, принадлежащий ОМК, проходит фестиваль «Арт-овраг», внедряющий стрит-арт и паблик-арт в городскую среду. В 2018 году в честь остановки последних больших мартеновских печей в Европе в Выксе прошел сайт-специфик-перформанс «Страсти по Мартену» (авторы — Анна Абалихина, Алексей Сысоев, Ксения Перетрухина). Перформанс, соединивший заводское пространство, современное искусство, оперу и балет, получил премию «Инновация» и премию им. Сергея Курехина. 

В декабре 2019 года Александр Лебедев сделал себе подарок к 60-летию, пригласив гостей на завод «Энергомаш» в подмосковный Чехов, где был устроен перформанс «Мистерия высокого давления» (режиссер Юрий Квятковский). Продюсерами обоих перформансов, в Выксе и Чехове, выступили Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, по их оценке, бюджеты на создание такого рода произведений начинаются от 10 млн рублей. 

В октябре 2020 года в Выксе на стене заводского цеха открылась фреска Эрика Булатова размером 2500 кв. м по мотивам двух работ «Стой — Иди» и «Амбар в Нормандии» — это самое крупное произведение художника. Ради этого события 87-летний Булатов прервал свой карантин в Париже и прилетел в Выксу. Ночью перед цехом был исполнен перформанс «Машинная рапсодия» (авторы Святослав Пономарев и Федор Павлов-Андреевич), перед началом которого Эрик Булатов и Ирина Седых выехали к зрителям на локомотиве.

Скульптура Григория орехова «Агата» (2017; цена до €550 000) вошла в коллекцию Русского музея, собрание королевы Иордании и установлена в частном саду в Серебряном Бору

Скульптура Григория орехова «Агата» (2017; цена до €550 000) вошла в коллекцию Русского музея, собрание королевы Иордании и установлена в частном саду в Серебряном Бору

В 2006 году создатели арт-кластера современного искусства «Винзавод» Софья и Роман Троценко F 75 поддержали первый легальный фестиваль граффити в Москве. Еще до официального открытия «Винзавода» на территории центра был запущен проект «Стена». Среди тех, кто отметился на стене «Винзавода», — Кирилл Кто, Валерий Чтак, Миша Most, успешные современные художники, лидеры продаж онлайн-аукционов в период карантина. «За 14 лет на моих глазах произошла интересная трансформация, — рассказывает президент фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко. — Уличная культура выстрелила, став одним из самых успешных трендов арт-рынка». 

Софья Троценко отмечает: стрит-арт породил новую волну коллекционеров молодого поколения. Например, в коллекции Романа Жавнера около 200 работ 50 художников. Среди них — Дмитрий Аске, Алексей Лука, Андрей Бергер, Анатолий Akue, Марат Данильян, Покрас Лампас. «Кто мне нравится, того и покупаю, — объясняет концепцию своего собрания Жавнер. — Главное — это возможность пообщаться с художниками». Работы художников-стрит-артистов все чаще представляются на аукционах. Например, по данным InArt, работы Дмитрия Аске в 2019-2020 годах восемь раз выставлялись на аукционах и стоимость доходила до €7000.

Перформанс «Страсти по Мартену» в мартеновском цеху Выксунского металлургического завода в рамках фестиваля «Арт-овраг» 2018 года  (  Фото Кристины Кормилицыной / Коммерсантъ )

Перформанс «Страсти по Мартену» в мартеновском цеху Выксунского металлургического завода в рамках фестиваля «Арт-овраг» 2018 года ( Фото Кристины Кормилицыной / Коммерсантъ )