Президент РФ Владимир Путин на фоне роста заболеваемости и рекордной смертности в стране от COVID-19 объявил о введении новой меры. Неделя с 30 октября по 7 ноября официально объявлена в стране нерабочей, некоторые регионы могут ввести ее с 23 октября. В Москве обсуждают ограничение доступа в торговые центры, рестораны, салоны красоты и фитнес-клубы. Журнал «Компания» поговорил с представителями бизнеса и узнал, как новые ограничения скажутся на их работе и каких мер поддержки они действительно ждут.

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Анастасия Татулова, бизнес-омбудсмен по защите малого и среднего предпринимательства, основательница сети семейных кафе «Андерсон»

Я считаю, что в таком случае первое, что нужно сделать — официально признать локдаун. Сказать правду — это локдаун, это форс-мажор. Второе — всем закрытым предприятиям компенсировать зарплаты на момент простоя: не МРОТ, а зарплаты в 100-процентном объеме, вместе с налогами. Либо на этот период нужно освободить зарплаты от налогов. Бизнесу негде взять деньги.

Третье — дать возможность тем, кто уже сейчас хочет расторгнуть договоры аренды, сделать это без неустоек, простым уведомлением в связи с введением локдауна.

Четвертое — продлить сроки возвратов по уже выданным кредитам по ФОТ 3.0 на два года, без всяких дополнительных условий, учитывая тяжесть ситуации и то, что во многих регионах часть отраслей закрывают уже четвертый раз.

Пятое — по самым пострадавшим отраслям и регионам выдать предприятиям, платившим налоги, долгосрочный беспроцентный кредит в сумме налогов, уплаченных за 2020 или 2019 год.

Ну и самое важное — бросить все силы на вакцинацию, допустить в страну все возможные вакцины, чтобы человек мог выбрать, и те, кто не доверяет «Спутнику V» могли привиться тем, чему доверяют. Это уже вопрос не престижа или денег, а вопрос национальной безопасности. Вакцинация провалена, требуются экстренные меры.

Генрих Карпин, владелец ресторанного холдинга il FORNO Group

Мы как компания приветствуем тот факт, что правительством предпринимаются разные шаги для того, чтобы остановить заболевание и побороть его, и со своей стороны четко следуем всем предписаниям и ограничениям. Но очень печально, что этот удар снова ляжет на ресторанную отрасль, что нас опять ждет падение выручек, и снова пострадают сотрудники, так как нам придется сокращать смены, чтобы удержать бизнес на плаву.

В случае, если локдаун все-таки введут, мы безусловно сделаем упор на доставку. В 2020 году собственное приложение очень нам помогло, и мы смогли пережить непростое время. В случае введения ограничений мы усилим рекламную кампанию по нашему приложению, но, к сожалению, придется сократить смены официантов и в тоже время увеличить количество курьеров.

Дмитрий Потапенко, бизнесмен и управляющий партнер Management Development Group Inc.

Пока нет конкретной информации о том, какими будут ограничительные меры, сложно говорить об эффекте для бизнеса. Но остановка работы магазинов — это однозначно прямые потери. По нашему опыту, онлайн-торговля может взять на себя какую-то часть продаж, но это далеко не те объемы продаж, которые дает полноценно работающая сеть. Тем более, приближается самый важный для нас праздничный сезон.

Мы как смогли — так подготовились. Основная проблема в том, что невозможно быть готовым к падению покупательского спроса.

Станислав Лисиченко, владелец сети ресторанов «Китайский квартал» и заведения Junk Food and Bar

Надоело, что локдаун постоянно начинают с общепита. Мне кажется, что хоть раз следует попробовать начать его с общественного транспорта, который перевозит миллионы людей: ввести там QR-коды, а потом посмотреть, как изменится ситуация. Уверен, что цифры кардинально поменяются в течение суток. Но власти боятся бунта.

Арендодатели уже и так дали нам скидки. Кредиты на возобновление и поддержку бизнеса уже давали, компенсацию за доставку — тоже. Сейчас весь рынок в процессе получения компенсации за коммуналку. Судя по тому, что уже давали, вряд что-то еще можно ожидать. Не помрем, но ничего хорошего не будет.

Мария Искусных, совладелец проектов IS KU, «ЯвТай», Genso sushi

Очередное закрытие, даже на неделю, повлечет недополучение выручки минимум на 25%. И это оптимистичный прогноз. Например, ресторан IS KU расположен в крупном жилом и бизнес-центре «Савеловский Сити». Когда сотрудники офисов уходят на удаленную работу, жильцы уезжают загород, то и количество доставок существенно снижается. Да и возвращение к стандартной жизни не происходит за один день.

Одна неделя закрытий равняется двум неделям пониженных выручек. Также практика предыдущих ограничений показывает, что они редко вводились ровно на тот срок, на который заявлены. Всегда были продления. Буду верить, что сейчас будет исключение.

Разрешение входа по QR-кодам не сильно улучшит ситуацию: они по-прежнему есть у небольшого процента жителей Москвы. Этим летом QR-коды получили те, кто не мог не получить. Чаще всего обязывала работа. Наши проекты —концептуальные, пользующиеся популярностью у любителей гастрономических открытий. А таких среди, например, государственных служащих, которые массово проходили вакцинацию, сильно меньше, чем среди прогрессивной молодежи, многие из которых до сих пор отрицают необходимость вакцинации.

Ольга Киселева, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии

Локдаун однозначно затронет отрасль, которая итак крайне нестабильна. По данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ), игроки фитнес-индустрии закрыли сентябрь с показателями выручки и посещаемости в среднем на 15% ниже по сравнению с сентябрем докризисного 2019 года. Но сентябрь не позволил компенсировать потери, связанные с кризисом, и переломить ситуацию. В 2020 году доходы фитнес-клубов были в среднем ниже докризисных на 40%, в первом квартале 2021 года — на 15%, летом 2021 года — на 30%.

В этом году хотелось бы понимать, какие меры поддержки игроки рынка смогут получить от федеральных и региональных властей. Сегодня сложно сказать, насколько реальны меры по ФОТ 3.0. Они введены президентом, но не решают проблемы для бизнеса.

Татьяна Аверина, генеральный директор Ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты (АПИК)

Индустрия красоты — чрезвычайно чувствительная отрасль для таких мер. Предприятия, которые выжили, до сих пор не восстановились после предыдущего локдауна. Некоторые и вовсе закрылись. Из всех предложений по продаже бизнеса — больше всего салонов красоты. Предприниматели хотят выручить хоть какие-то средства, рассчитывая на то, что бизнес купят.

Есть господдержка, но не все смогли получить субсидии. Система только налаживается, а страдает малый бизнес уже сегодня. Мы считаем, что такие меры должны быть субсидированы государством полностью. Аренда, налоги, зарплаты, коммунальные платежи, проценты по кредитам — все эти расходы предприниматель покрыть не может, их должно компенсировать государство.

Индустрия красоты выработала ряд мер, которые помогут сохранить и увеличить рабочие места, сделать нашу человекоемкую отрасль инвестиционно привлекательной. Однако, в связи с COVID-19, до систематизации в сфере малого и среднего предпринимательства нет дела, пока мы тушим пожары.

Дмитрий Азаров, генеральный директор Lush Russia

Конечно, локдаун никого не обрадует. Это однозначно приведет к потерям для бизнеса. Если бы был выбор, я бы предпочел введение QR-кодов, отмену массовых мероприятий и прочие подобные меры.

В целом, возможное введение локдауна — это не столько результат сегодняшней стадии эпидемии, сколько проблема вакцинации населения. Я всецело поддерживаю вакцинацию, не понимаю, почему так много людей у нас в стране по-прежнему относятся к ней негативно. Поэтому лучше бы было не идти на жесткие меры в виде локдауна, а уделить больше внимания разъяснительной работе с людьми.       

Нерабочие дни в России объявлены с сохранением заработной платы. После вакцинации от COVID-19 сотрудникам предлагается давать по два выходных. При необходимости нерабочие дни можно будет продлить. Путин пообещал подписать указ о нерабочих днях по всей России 20 октября. При этом в Москве, по данным Forbes, находится в работе указ о «Краткосрочном локдауне на ноябрьские праздники». Согласно проекту указа, в нерабочую неделю в столице приостановят доступ посетителей и работников во все пункты питания, на объекты розничной торговли, в организации и ИП, оказывающие бытовые услуги, в салоны красоты, фитнес-клубы и так далее. При этом меры, например, не распространятся на заведения общепита, работающие навынос, аптеки и продуктовые магазины, онлайн-торговлю и доставку.

На заседании президента с правительством первый вице-премьер Андрей Белоусов отметил, что почти двухнедельный простой (с учетом введения нерабочих дней 23 октября — прим. ред.) обойдется российским компаниям примерно в 60 миллиардов рублей. На этом фоне бизнесу предложили две меры поддержки. Первая — выплаты в размере одного МРОТ на занятого в пострадавших отраслях малого и среднего бизнеса. Они охватят два миллиона человек и должны покрыть около половины выпадающей выручки в таких отраслях. Вторая мера — возобновление программы кредитной поддержки. Бизнесу дадут возможность получать льготные кредиты под 3% при условии сохранения 90% занятых до конца срока выплаты займа. Затраты на первую меру поддержки Белоусов оценил в 27 миллиардов рублей, а на вторую — в 40 миллиардов.

Владимир Смирнов, франчайзи-партнер сети кофеен Coffee Like

Ситуация схожа с той, которая была весной 2020 года. Тогда ограничительные меры не распространялись на заведения, работающий на вынос. Однако, в этом году не ожидается введение запретов на выход из дома. Это главное отличие. Поэтому главная угроза для нашей сети кофеен — дождливая погода, которая влияет на пешеходный трафик, от которого напрямую зависят продажи.

В целом же бизнес, завязанный на трафик и офлайн присутствие покупателей, может сильно пострадать. В 2020 году многие предприниматели взяли кредит под 3% на зарплаты сотрудников. Сейчас их необходимо отдавать. Очередной локдаун может поставить их в очень сложное положение.