В российском законодательстве впервые может появиться институт сделки с правосудием для обвиняемых в тяжких преступлениях. Соответствующие поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы готовят члены фракции «Единая Россия». После их вступления в силу соучастники тяжких преступлений смогут при явке с повинной и деятельном раскаянии, выдав исполнителя убийства или заказчика, получить защиту государства и условное наказание.

Уже в следующем году в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) может появиться понятие «досудебное соглашение об ответственности», подразумевающее соглашение между прокурором и обвиняемым (подозреваемым), утверждаемое судом. В соглашении должны быть указаны «действия, которые обвиняемый обязуется выполнить», а также «смягчающие обстоятельства, подлежащие применению в случае вынесения приговора в отношении обвиняемого по уголовному делу в случае, если соблюдены условия и выполнены обязательства, указанные в данном соглашении».

Как пояснил автор законопроекта «единоросс» Александр Лебедев, речь идёт о том, чтобы член преступного сообщества, замешанный в серьёзном преступлении (убийство, распространение наркотиков, терроризм и т.д.), но не являющийся его непосредственным исполнителем, выдал бы следствию заказчиков и исполнителей преступления в обмен на гарантии смягчения собственного наказания или даже освобождения от него. Кроме того, государство должно будет обезопасить раскаявшегося преступника: он будет включён в программу защиты свидетелей с возможностью изменения внешности, паспорта и места жительства.

Пока окончательной редакции законопроекта нет, есть лишь рабочие материалы, подчёркивает Лебедев. Он не исключает, что законопроект подпишут и другие члены «Единой России». По его данным, уже «достигнуто понимание с администрацией президента и правоохранительными органами», что необходимо для прохождения документа.

Председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников полагает, что институт сделки с правосудием поможет раскрывать заказные убийства. В беседе с «РБК daily» он напомнил, что подобный институт уже существует в законодательстве, однако он применяется лишь к обвиняемым в совершении преступлений, наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы. «Это так называемый упрощённый порядок рассмотрения дела в суде, который может быть обеспечен обвиняемому по его заявлению в случае признания вины и сотрудничества со следствием», — говорит депутат. Как сообщил председатель комитета по безопасности Владимир Васильев, поправки в УК и УПК могут быть в трёх чтениях приняты уже к декабрю. Это позволит членам различных преступных сообществ и банд получить возможность выйти из криминальной среды, уверен депутат. Эффективность подобной меры доказана и зарубежной практикой: к примеру, в США до 90% тяжких преступлений раскрывается благодаря сделкам с правосудием. В Италии с помощью этого метода успешно борются с мафиозными кланами. Похожая юридическая практика существует также в Казахстане и Белоруссии.

«Сейчас практика сделок с правосудием существует на уровне правил работы следователей и во многом остаётся на их усмотрение, — говорит член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. — Однако снизившаяся квалификация их работы и равнодушие к судьбам людей приводит к тому, что реально позволившие раскрыть серьёзные преступления обвиняемые получают максимальные сроки». Принятие закона, уверен Гудков, позволит раскаявшимся преступникам и их адвокатам официально требовать применения к себе положения о сделке с правосудием.