Глава Минэкономразвития Герман Греф намерен окончательно добить российское авиастроение. На заседании Военно-промышленной комиссии в понедельник министр резко выступил против государственной поддержки отечественных авиазаводов и приветствовал развитие в России отвёрточной сборки иностранных самолётов.

Кризис

Ещё недавно лидировавшее в мире российское авиастроение доведено, что называется, до ручки.

— Мы уже докатились до того, что авиапром России перешёл от крупносерийного к штучному производству. Выпускаем всего лишь около десятка самолётов в год. Это может привести к деградации авиационной промышленности и потере наших позиций в области мирового гражданского самолётостроения. Парк воздушных судов российских авиакомпаний устарел. Средний возраст магистральных самолётов достиг 18 лет, а региональных, страшно сказать, — 30 лет, — обрисовал печальную картину развала отрасли вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов.

Но не всё ещё потеряно. Иванов сообщил о разработанном Объединённой авиастроительной корпорацией плане восстановления отрасли и возможности уже в ближайшие годы произвести около 700 отечественных самолётов. Для этого потребуется выделение 350 миллиардов рублей госгарантий на ближайшие пять лет.

Позиция

Однако резко против поддержки отечественного авиапрома выступил глава Минэкономразвития Герман Греф.

— Государственные гарантии только развращают производителей. Нужно поддерживать конкретные проекты, а не отрасль в целом, — заявил он.

И даже сообщил, какие именно проекты, по его мнению, достойны поддержки:

— Могу сказать, что мы договорились с президентом одной из крупных иностранных компаний полностью продать нам модель самолёта на 53 места с технологиями, документацией и заводом. Можем начать производство.

Организация в России отвёрточной сборки устаревших иностранных самолётов равносильна смертному приговору отечественному авиастроению. Поэтому заявление Грефа произвело эффект разорвавшейся бомбы. Но так ли оно неожиданно? О странной, мягко говоря, позиции министра по отношению к российскому авиапрому наша газета писала ещё в марте прошлого года, когда МЭРТ выступил с инициативой обнулить НДС не только на отечественную, но и на импортную авиатехнику.

— Российскому авиапрому эти льготы никаких существенных выгод не принесут. Конкурентные преимущества на российском рынке получат исключительно иностранные авиапроизводители, — прокомментировали тогда нашей газете эту инициативу в Минпромэнерго.

Так что, похоже, курс на поддержку не отечественных, а иностранных производителей является вполне осознанной позицией министра.

Лавры

Чем обосновывается именно такая позиция, «Твой ДЕНЬ» попытался выяснить у него самого.

— Герман Оскарович пока никак не комментирует своё выступление, — сообщила помощник министра Алла Борисенкова.

Впрочем, о том, что, по его мнению, является самым актуальным для российской экономики, Герман Греф открыто сообщил на недавнем Давосском форуме. Увы, это отнюдь не поддержка отечественной промышленности.

— Особое значение приобретает проведение в стране международных экономических форумов и ярмарок-выставок. В этом году в Санкт–Петербурге запланированы, в частности, круглые столы по перспективам развивающихся рынков, — заявил он.

С таким подходом Герман Греф вполне может снискать себе лавры главного «мебельщика» России, специализирующегося на производстве круглых столов. А заодно и гробовщика российской промышленности.

Есть, правда, надежда, что взять грех на душу ему не позволят.

— Греф заявил очередную глупость. Это даже не предмет для комментария, потому что является экономическим абсурдом. Я думаю, у Госдумы хватит ума, чтобы заложить необходимые госгарантии для авиапрома в бюджет, — заявил «Твоему ДНЮ» депутат Госдумы Александр Лебедев.