После нескольких неудачных попыток организовать общественные политические дебаты между представителями «Единой России» и демократической оппозиции, накануне инициативной группе все-таки удалось провести публичные прения между непримиримыми оппонентами.

Действо прошло в популярном ночном клубе «Гоголь» и закончилось грандиозным скандалом со стрельбой и мордобоем. В числе очевидцев произошедшего оказался корреспондент «Нового Региона».

Сомнения в том, что проанонсированные дебаты действительно состоятся, не покидали присутствовавших до самого начала дискуссии. Дело в том, что партия «Единая Россия» за время своего существования зарекомендовала себя организацией, которая крайне неохотно идет на публичные споры с оппонентами. Именно по этой причине сорвались несколько предыдущих попыток провести подобное мероприятие – заявленные полемисты от «ЕР» всякий раз в последний момент отказывались от участия, как правило, ссылаясь на некие неотложные дела и нечеловеческую занятость. Что поделаешь: «Единая Россия» всегда позиционировала себя «партией реальных дел», для которой даже зал заседаний Госдумы не является местом для дискуссий.

На этот раз афиша дебатов обещала интересное противостояние двух весьма одиозных и популярных личностей – первого номера СПС в московском списке Марии Гайдар и номера шесть в столичном списке «единороссов», политолога Сергея Маркова. В том, что Маша Гайдар не станет игнорировать это мероприятие, сомнений не было никаких. Весь вопрос был в том – придет ли Марков?

Надежда на то была. Сергей Марков, несмотря на то, что уже буквально через месяц, по всей видимости, станет депутатом Госдумы от «Единой России», в отличие от многих функционеров партии власти, является человеком публичным, имеющим опыт выступлений в негативно настроенной аудитории.

В предвкушении словесной баталии маленький зал московского клуба «Гоголь» был забит под завязку. В помещении, рассчитанном на сто человек, собралось не менее четырехсот – столько нечасто собирают даже концерты известных групп в выходные. Корреспонденту «НР» повезло: придя за полчаса до объявленного времени начала дебатов, удалось заметить в зале одного из лидеров движения «Народ» Петра Милосердова, который любезно предоставил свободное место за столиком. Большинству публики мест за столиками не досталось, поэтому люди толпились у барной стойки в четыре ряда и заполнили все пространство между столами. Посмотреть на дебаты собрались практически все видные деятели молодежной политической тусовки, представлявшие оба лагеря – активисты касьяновского НДСМ соседствовали с закаленными бойцами «России Молодой».

Максим Кононенко, более известный как мистер Паркер, сидел неподалеку от Ильи Яшина. Ажиотаж ощущался нешуточный. За несколько минут до начала мероприятия Милосердов, указывая на группу только что вошедших в зал молодых людей вполне заурядного вида, сказал: «А вот эти люди пришли сюда организовывать проблемы». При этом, по его словам, он видел их впервые, но определил это «по лицам». Как выяснится позже, опытный физиономист Милосердов был прав на сто процентов.

Дебаты начались с того, что ведущий мероприятия, член федерального совета партии «Яблоко» Алексей Навальный сообщил публике «пренеприятнейшее известие» – Марков все-таки не пришел.

«Еще сегодня, в три часа дня, политолог Сергей Марков подтвердил свое участие в дебатах, – сообщил Навальный в микрофон. – Однако буквально за час до начала мероприятие, через его секретаря организаторам дебатов сообщили, что Марков прийти не сможет, так как он в срочном порядке улетел в командировку по линии администрации президента. Попытки дозвониться до него лично ни к чему не привели. Поэтому в виду неявки Маркова, победа присуждается Марии Гайдар».

К микрофонной стойке подошла Маша. Дочь отца либеральных реформ выглядела очень мило в модном черном сарафане, розовой блузке и с короткой стрижкой. О чем она говорила, в этом контексте было неважно. Практически сразу на сцену забрался небритый мужичок с розой в руке из числа тех «траблмэйкеров», ранее замеченных Милосердовым. Мужичок, внешне похожий на уменьшенную копию солиста группы «Ленинград» Сергея Шнурова, поздравил Гайдар с недавним 25-летием, подарил розу и пожелал ей стать президентом в 2008 году. Правда, свою весьма путанную речь он отчего-то закончил громким криком «Да здравствует «Единая Россия»!».

Казалось бы, дебаты закончились, так и не начавшись. Разочарованную публику, правда, несколько приободрил Навальный, заявив, что в качестве компенсации организаторы ставят всем присутствующим по бокалу халявного пива. Однако уже через минуту ведущий возродил интригу, сообщив, что поступило предложение выставить кого-нибудь из поклонников «Единой России» на замену Маркову. «Я вижу здесь присутствует много представителей молодежных организаций, поддерживающих «Единую Россию». Может быть, кто-то из них хочет здесь на сцене публично защитить точку зрения партии власти?», – поинтересовался у зала Навальный.

Возникла пауза. Никто из молодых поклонников Путина явно не горел желанием выйти на сцену и спорить с Гайдар. Навальный уже было начал патетическую речь о «трусливой организации», как доброволец все-таки нашелся. Им оказался Эдуард Багиров – автор нашумевшего бестселлера «Гастарбайтер» – книги довольно прохладно встреченный критиками, но разошедшейся огромным тиражом во многом благодаря масштабной рекламной кампании, сопровождавшей выход романа. Этим летом билбордами с обложкой «Гастарбайтера» была завешена вся Москва.

Багиров сразу предупредил, что не является членом «Единой России», но при этом поддерживает курс нынешней власти и лично президента Путина. После чего многострадальные дебаты все-таки начались.

Мероприятие было поделено на четыре части. В первой оппоненты отвечали на вопросы ведущего, во второй задавали вопросы друг другу, в третьей – очередь спрашивать доходила до членов жюри, в четвертой шли вопросы из зала. Жюри было составлено из авторитетных в Интернет-среде ЖЖ-юзеров.

Можно было предположить, что преимущество в дебатах априори будет на стороне Миши Гайдар. Во-первых, она хоть молодой, но все же уже довольно опытный политик, имеющий практику публичных выступлений. Во-вторых, было очевидно, что Гайдар готовилась к жесткой словесной рубке со сверхопытным Марковым, для чего должна была запастись некими «домашними заготовками», а в итоге против нее вышел совершенно «сырой» Багиров, который политиком вообще не является, а знаменит разве что во весьма развязной, если не сказать, хамской манерой вести дискуссию. Однако, как оказалось, Машу Гайдар ожидал весьма неожиданный провал. И дело здесь было даже не в Багирове, который тоже не продемонстровал какого-то виртуозного красноречия, а в самой Гайдар, которая в этот день была явно не в ударе. То, что дебаты Марии не удались, в приватных беседах признавали даже ее сторонники.

Темой, вокруг которой велась дискуссия, стал пресловутый «план Путина». С самого начала стороны обозначили свои вполне ожидаемые позиции: Гайдар утверждала, что никакого «плана Путина» в природе не существует, что это пропагандистская фикция, направленная на достижение «Единой России» максимального результата на выборах. Саму «Единую Россию» Мария отказалась признавать партией, назвав ее корпорацией чекистов и бюрократии, у которой нет никакой идеологии, кроме желания сохранить за собой власть.

Багиров, в свою очередь, изначально занял позицию «человека из народа», заявив, что при нынешней власти жизненный уровень людей повысился, поэтому он поддерживает курс действующего президента.

«Мне абсолютно насрать на партийные программы и на то, как будут звать следующего президента, – в своей излюбленной манере заявил писатель Багиров. – Однако люди стали жить лучше, чем раньше, и это факт».

Багиров признал, что успехи нынешней власти связаны с благоприятной конъюнктурой на мировом рынке энергоносителей, но при этом выразил уверенность в том, что «при Ельцине все заработанные на нефти деньги уже давно бы разграбили, а при Путине они работают на улучшение благосостояния населения страны». Подобной обывательской позиции Багиров придерживался до самого конца дебатов, и, казалось бы, опытному политику не составит труда в пух и прах разгромить банальную логику мужика из пивной, но Маше это не удалось.

Особенно заметно, что Гайдар «плывет», стало в третьем раунде, когда право задавать вопросы перешло к жюри.

«Маша, скажите, за что вы любите Путина?», – с таким парадоксальным вопросом обратился к ней член жюри, известный в ЖЖ-сообществе, как Гоблин Гага. Гайдар явно смутилась и стала говорить, что вообще-то она Путина совсем не любит. Однако Гоблин Гага продолжал настаивать. «У Путина есть вещи, за которые его можно любить, – в итоге сдалась Маша. – Мне нравится Путин с голым торсом. Нравится, как он целует рыбу и мальчика Никиту. А еще мне нравится, как он танцует». Потом последовал вопрос о том, не стыдно ли ей состоять в одной партии с Борисом Немцовым.

«Совсем не стыдно, – ответила Маша. – У Бориса Ефимовича тоже красивый голый торс, загорелый. И танцует он не хуже Путина». Было ясно, что Гайдар хотела пошутить, но, конечно, лучше бы она этого не делала. Шутка была неудачной и весьма двусмысленной. Это еще может быть простительно в дружеской компании, но в данных обстоятельствах выглядело катастрофой.

Дальше было не лучше. На вопрос о том, чем отличаются СПС и «ЕР», Мария повторила свой тезис о корпорации бюрократов, потом сказала, что «ЕР» наберет на выборах гораздо больше голосов, чем СПС, «но мы эту тенденцию скоро исправим», и закончила свою речь по-хулигански ««Единая Россия» – сосет!». Это выглядело, как явный срыв. То, что позволительно сказать Ксении Собчак, в устах интеллигентной рассудительной Маши звучало просто дико. Стало очевидно, что Гайдар дебаты, если говорить объективно, проиграла. Причем не Багирову и даже не «Единой России», а сама себе. Не хватило, все-таки, опыта.

Во время четвертого раунда в той части зала, которая находилась непосредственно возле сцены, начались предсказанные Милосердовым «проблемы».

Группа все тех же, замеченных в начале молодых людей, начала выкрикивать похабные лозунги в адрес Марии Гайдар. Самый печатный из них был «Маша – три рубля и наша». Все остальные привести здесь не представляется возможным из-за их очевидной гнусности. Навальный, которому, кстати, тоже перепало от матерщинников, вначале пытался словами утихомирить провокаторов, затем пообещал лично разобраться с ними после окончания мероприятия.

В момент, когда началось голосование публики в зале (жюри со счетом 2:1 предсказуемо отдало победу Багирову), начались «боевые действия». К сожалению, столик, где сидел корреспондент «НР», находился в противоположной от эпицентра событий части зала, поэтому восстановить картину удалось по рассказам очевидцев. Некий молодой человек из числа сторонников СПС не выдержал оскорбительных криков провокаторов, и вылил одному из них на голову кружку пива, после чего попытался ретироваться.

Облитый пивом в ответ метнул в сторону обидчика взятую со стола бутылку водки, но не попал. Точнее попал, но в другого человека – Илью Андросова – одного из лидеров «России Молодой» – в результате чего разбил тому голову. Завязалась потасовка, которую довольно быстро погасили клубные охранники.

Корреспондент «НР» видел, как охрана пыталась вывести из клуба главного зачинщика беспорядков, оказавшегося тем самым человеком, который в самом начале подарил Гайдар розу, но тот схватился за терминал для оплаты мобильной связи, и уговаривал охранника позволить ему забрать в зале куртку с ключами, деньгами и документами, после чего он обещал уйти самостоятельно. Охранник почему-то поверил этому человеку.

На выходе из клуба произошла очередная стычка. Группа из восьми человек во главе с вышеописанным товарищем пыталась атаковать Алексея Навального и Илью Яшина. Навальный, обладающий внушительными габаритами, достойно встретил нападавших, разбив заводиле провокаторов бровь, и залив кровью всю мостовую. Однако силы были неравные, и ведущий дебатов применил травматическое оружие, вогнав человеку с разбитой бровью две пули, – в бок и ногу.

После этого «траблмейкеры» бросились врассыпную, бросив истекающего кровью товарища, а Навальный, которому в драке тоже досталось (ему слегка распороли кожу на лбу) остался хладнокровно дожидаться милицию.

Приехавшая милиция не стала на месте выяснять, кто здесь прав, а кто виноват, и забрала обоих – Навального отвезли в отделение, а его визави – в травмпункт для оказания первой помощи. В общем, сюжет вышел такой, какой никакому Гоголю и не снился. В своем ЖЖ-журнале Алексей Навальный пророчески заметил: «Думаю, это были последние политические дебаты в клубе «Гоголь»». Администрация клуба, судя по лицам, придерживалась похожего мнения – сразу после ухода милиции, политически активную молодежь стали выгонять из заведения, заявив, что клуб закрыт.