После выдвижения Президента России Владимира Путина в качестве федеральной тройки «Единой России» на предстоящих думских выборах, создания «запутинского» движения, проведения массовых «запутинских» маршей и, как следствие, волны разговоров о том, что «президент остается», отслеживание телодвижений потенциальных «преемников» почти прекратилось.

Однако нет сомнений, что после 2 декабря гадания о грядущем устройстве власти возобновятся. И тема «преемников» вновь вернется на первые полосы газет. Пока же они держат паузу.


6-7 ноября первый вице-премьер Сергей Иванов посетил Северную Осетию и Чечню. 9 ноября Сергей Иванов встретился с представителями общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России». 4 ноября первый вице-премьер Дмитрий Медведев в интервью программе «Сегодня» заявил, что «национальные проекты - это стратегия, рассчитанная на длительное использование». 9 ноября Дмитрий Медведев посетил торжественное открытие реконструированного дополнительного поля СК «Новые Химки».

До сентября 2007 года в течение почти 12 месяцев тема преемничества имела гораздо более «персонифицированный» формат, чем в настоящее время. Для нее было характерно наличие одного фаворита (в конце 2006 - начале 2007 гг. - Дмитрий Медведев, март - сентябрь 2007 года - Сергей Иванов), вокруг которого постепенно консолидировались группы влияния, а также его «визави», занимающего «почетное второе место». В сентябре этого года история с несостоявшимся назначением Сергея Иванова премьер-министром (большинство элитных групп ожидало именно этого, хотя некоторые и «не приветствовали») серьезно подорвала веру наблюдателей в возможность спрогнозировать кадровые решения Владимира Путина.

Изначально казалось, что следствием неожиданного аппаратного хода президента стало лишь расширение круга основных претендентов, причисляемых к «официальным», с двух до трех за счет нового премьер-министра. Однако отдельные фразы Владимира Путина (например, о том, что на пост президента могут претендовать не менее пяти человек) и действия власти показали, что речь не может идти о какой-то долгосрочной стратегии передачи власти, а кадровые решения и отдельные «пробросы» во многом обусловлены чисто ситуативными обстоятельствами.

В такой ситуации произошло изменение формата преемничества. Из схемы «лидер-догоняющий» она трансформировалась в паритетное соревнование трех претендентов - Виктора Зубкова, Сергея Иванова и Дмитрия Медведева. О «равенстве сил» в данном случае позволяют говорить и данные соцопросов - уровень доверия ко всем вышеуказанным лицам находится на примерно одном уровне и различается не более чем на стандартную статистическую погрешность. Такая трансформация обусловлена не только субъективными, но и объективными факторами. В частности, имидж Виктора Зубкова, вначале демонстрировавшего ярко выраженный «обкомовский» стиль управления и находившего «спрос» у ностальгирующей части населения, был серьезно подпорчен ростом цен на основные продукты питания.

Поначалу, когда президент Владимир Путин почти прямо заявил о нежелании занимать премьерский пост, это не повлекло за собой отказа от сценария «технического» президентства, где ведущая роль оставалась за Виктором Зубковым. Однако практически одновременно с этим по имиджу главы правительства был нанесен серьезный удар. Первые недели в своей новой должности Зубков демонстрировал полный набор качеств потенциального лидера страны - жесткость и намерение любыми способами достичь поставленных целей. Однако назначение Виктора Зубкова совпало с началом резкого роста цен на продукты повседневного спроса. С одной стороны, новый премьер никакого отношения к таким «издержкам» не имеет. Фактически рост цен начался еще в июне-июле и затрагивал в основном хлеб и производные продукты (например, макароны). Однако в сентябре, когда резко выросли цены на другие продукты, на молоко и производные (сыр, масло, майонез), власти были вынуждены обратить на эту проблему самое пристальное внимание. Такая «неоперативность» в принципе может негативно сказаться на степени доверия к государственным институтам в целом. Продукты первой необходимости являются базовыми для самых дисциплинированных категорий электората - пенсионеров и других страт с невысоким уровнем дохода, которые в основном посещают выборы.

Ошибкой Зубкова стало то, что он своевременно не обратил внимания на рост цен, поскольку регулирование социально-экономических показателей является задачей правительства вообще и его главы в частности. Вместо него это сделал президент, а выполнять поручение главы государства стали губернаторы и конкретные министры (в первую очередь, главы Минсельхоза и МЭРТ). Таким образом, премьер-министр оказался фактически «выпавшим» из антикризисной «команды». Пока это не было замечено СМИ и не запечатлелось в массовом сознании, однако в случае повторения подобных ситуаций даже при менее значимых информповодах у электората может окрепнуть ощущение «обособленности» Виктора Зубкова от происходящих в стране экономических процессов.

Негативные для главы правительства обстоятельства были дополнены и субъективными факторами. Во-первых, все чаще в СМИ появлялись «сливы» о том, что Зубков реально не контролирует ситуацию, выступая «по бумажке», которые ему готовит глава секретариата Юрий Чиханчин. Согласно утверждениям этих источников, «обкомовский» стиль руководства Зубкова - не более чем игра на публику. Во-вторых, на фоне реанимирования темы «третьего срока» президента рассуждения о преемниках вообще отошли на второй план. Наконец, очередное заявление Владимира Путина о нежелании баллотироваться в 2008 г. сопровождалось также его словами о том, что он не займет пост премьер-министра и не будет перераспределять полномочия в пользу исполнительной власти, что сразу существенно снизило потенциальную номенклатурную «капитализацию» занимаемого Виктором Зубковым поста. Наконец, прекращение прямых телетрансляций с заседаний правительства существенно снизило возможность главы правительства демонстрировать «обкомовский» стиль, за счет чего первоначально ему удалось резко повысить свою «популярность» у электората в качестве потенциального преемника.

Сразу после того, как стал известен состав нового правительства, оба первых вице-премьера увеличили свою медиа-активность, однако она в любом случае не может достичь показателей уровня конца августа - начала сентября. Тем не менее, если в «переходный» период (вторая половина сентября) оба политика позволяли себе заявления в рамках своего сектора ответственности (правда, скорее «технического» плана), то в последний месяц наблюдается тенденция к «глобализации» их действий.

Например, Дмитрий Медведев пытается реанимировать тематику нацпроектов как «локомотивов экономики», в то время как к началу осени они были практически «похоронены» вместе с его репутацией «фаворита» «гонки преемников». Следующим шагом должна была стать их трансформация в федеральные целевые программы, что автоматически переводило их на бюрократический уровень с невысокой степенью освещения в СМИ. Последнее заявление первого вице-премьера о том, что «национальные проекты - это стратегия, рассчитанная на длительное использование» есть попытка воспрепятствовать «неблагоприятному тренду» с целью сохранить ресурс для дальнейшей борьбы и политического выживания. Кроме того, Дмитрий Медведев развил активность и на международном направлении, заявив о возможности отказа от посреднических схем при реализации продукции «Газпрома», где он занимает пост руководителя совета директоров. Скорее всего, данное заявление было рассчитано на внутреннюю аудиторию и представляло собой элемент борьбы сторонников и противников посреднических схем. Однако в целом это стало серьезной заявкой на сохранение Медведевым статуса политического игрока «высшей лиги».

В действиях Сергея Иванова наблюдаются схожие тенденции. Во-первых, он опять начал комментировать вопросы в сфере международной безопасности, в частности, проблему противостояния России и США. Во-вторых, он в очередной раз публично обозначил свой интерес к нацпроекту по развитию нанотехнологий, заявив, что госкорпорация не будет финансировать фундаментальную науку, а лишь коммерческие проекты.

Прогноз
В течение ближайшего месяца тенденция «равенства возможностей» всех трех кандидатов в преемники будет оставаться доминирующей. Однако результаты парламентских выборов внесут существенные коррективы в формат соревнования претендентов на президентский пост. Как минимум, Владимир Путин обозначит новые правила, которые его видоизменят, как максимум - назовет имя преемника.