Беспрецедентные по размаху мероприятия, предпринятые для срочного создания механизмов, позволяющих сохранить решающее влияние Путина после президентских выборов 2008 года, показывают, что у кремлевских технологов уже есть некий план, целесообразность которого признал и сам президент. Первый шаг – попытка подменить в сознании избирателей предстоящие думские выборы неким «референдумом о доверии национальному лидеру», реализуется полным ходом. К тому же ряду относится вчерашний форум сторонников Путина, прошедший в Лужниках.

В окружении В.Суркова отмечают, что обкатка идеи «Путин - национальный лидер после 2008 года», показала, что народ спокойно относится к предложению сохранить у Путина все основные центры выработки и принятия решений в государстве.

Сам президент не мешает такой форме всенародного опроса о своем будущем, и даже участвует в проводимых мероприятиях. Однако открыто своего отношения не высказывает. Главная причина отстраненности Путина, по мнению окружения Суркова, заключается в том, что во всех вариантах пост-2008 не решается проблема двоевластия в стране.

Как известно, в истории страны не было случая, когда процесс смены лидера не заканчивался бы драмой или трагедией. Борис Ельцин, как бы к нему не относились, понимал это, поэтому он отверг кандидатуры Черномырдина, Степашина, Аксененко, ибо чувствовал, что любой из них быстро приберет власть к своим рукам.

Собственно Ельцин не мог удержать от захвата всей полноты власти и прошедшего жесткую селекцию Путина, хотя этот процесс растянулся на два президентских срока. В настоящее время Путин, прошедший хорошую кремлевскую школу и знающий правила властных игр, ищет механизм, который смог бы закрепить его неофициальное нахождение на политическом Олимпе. Он понимает, что одних устных обещаний преемника, насколько бы он сейчас надежным не казался, недостаточно: рано или поздно, команды уходящего и нового президента схватятся в борьбе за власть, что усилит дестабилизацию в стране и приведет к новому переделу собственности.

Но такого механизма до сих пор не найдено.

Путин озабочен сейчас решением тактической задачи – как заставить государственный механизм работать в полную силу до его ухода, а стратегическая цель – что делать после 2008 года – отложена. Пока Путин застрял на этапе победы «Единой России» на парламентских выборах.

Кроме внутреннего аспекта проблемы «национального лидера» есть еще и внешний. Не совсем ясно, что означает «национальный лидер» во внешней политике, как придать ему легитимность на международном уровне? Кто будет, например, представлять Россию на саммите «восьмерки» в июле 2008 года в Японии? Если новый президент, то мировое сообщество сразу отведет Путину подчиненное место в российской иерархии.

Другой аспект: внешние недруги сразу же начнут сталкивать Путина и преемника, испытывать новую конфигурацию власти на прочность. В этой обстановке нужна система быстрого реагирования, что подрывается сложной процедурой согласования решений между двумя командами. Можно воссоздать старое Политбюро с идеей коллективного руководства, но вряд ли, к тому же с учетом региональной вольницы, в нынешней России это возможно.

Логическим выходом из создавшейся ситуации может стать вариант отставки нового президента в конце 2008 года, проведение новых президентских выборов с победой Путина, и тогда все вернется на «круги своя», а он законным образом будет представлять Россию на саммите «восьмерки» в Италии, в 2009 году. Но это лишь один из сценариев, причем минусов у него предостаточно. Основной – а что, если преемник передумает «отставляться»?