Просто прийти на избирательный участок и потратить четверть часа на волеизъявление недостаточно, другое дело — прийти на участок в качестве наблюдателя от партии, за которую собираешься голосовать.

В воскресенье выборы. Вряд ли какая-нибудь тема обсуждалась в последнее время активнее. Причем не только в ходе теледебатов и на митингах: неофициальная общественная дискуссия была неожиданно бурной. Одно из мнений, которые приходилось слышать особенно часто, следующее: исход выборов практически предрешен, участие в них не имеет смысла. В частности, и потому, что есть опасность злоупотреблений при голосовании и последующем подсчете голосов. Однако сами участники парламентских выборов говорят следующее: просто потратить четверть часа, прийти на участок и проголосовать и впрямь может оказаться недостаточным. Другое дело — прийти на участок в качестве наблюдателя от партии, за которую собираешься голосовать. Записаться в наблюдатели можно вплоть до утра воскресенья.

Не хватает 30 тысяч наблюдателей

Первым о необходимости записываться в наблюдатели заговорил еще в начале ноября глава Института проблем глобализации Михаил Делягин. В последние дни эту идею активно поддерживает депутат Госдумы Владимир Рыжков. «Яблоко» развешивает объявления в Интернете и активно приглашает наблюдателей. Однако лидер московского отделения партии Сергей Митрохин говорит, что если в столице и других крупных городах партии удается найти наблюдателей, то в провинции не получается.

Конечно, нужны наблюдатели, — говорит Павел Щербаков, помощник Ивана Мельникова, второго номера в списке КПРФ. — Особенно нужны молодые люди, которых трудно обмануть или сбить с толку. Членом партии быть необязательно. Достаточно быть человеком, которому мы доверяем.

Единственная партия, которой наблюдатели не нужны, — это «Единая Россия». «Я полагаю, списки уже сформированы, — отвечает телефон в исполкоме “Единой России”, — но позвоните, пожалуйста, в районное отделение партии». В районном отделении телефон отвечает: «Мы в наблюдатели берем только членов партии».

В среду, 28 ноября, в штабе СПС было не протолкнуться. Люди одновременно собирались на последние предвыборные пикеты, несли куда-то последние предвыборные брошюры и расчерчивали в тетрадках таблицы, согласно которым наблюдатели будут распределяться по избирательным участкам. Было холодно. Все ходили и сидели в пальто, от этого становилось еще теснее. Чтобы кто-то из работников штаба обратил на тебя внимание, приходилось ждать, но подождать стоило. По словам лидера СПС Никиты Белых, даже совместными усилиями, скоординировав всех наблюдателей от КПРФ, СПС и «Яблока», «закрыть» удается около 70% участков, не считая тех, на которые наблюдатели попасть не могут: в воинских частях, местах лишения свободы, больницах. Член ЦИК Игорь Борисов говорит, что в России 95 700 избирательных участков. Это значит, что наблюдателей от оппозиционных партий не хватает приблизительно на 30 000 участков. Правда, Борисов утверждает, что участков, на которые наблюдатели не могут быть допущены, в России не существует: по заранее поданной заявке партий наблюдателей должны допускать и в тюрьмы, и в воинские части.

Карусель и вброс

Один из руководителей предвыборного штаба СПС Станислав Олькиницкий рассказал, как стать наблюдателем:

— Вы должны получить направление от партии. Направление мы выдадим вам в субботу в 10 утра. Тогда же выдадим письменные инструкции и скажем, на какой участок ехать. С этим направлением и паспортом вы должны приехать на участок, подойти к секретарю избирательной комиссии и сказать: «Я наблюдатель от такой-то партии». Еще мы выдадим вам бейджик с надписью «Наблюдатель». В бейджик вы впишете свою фамилию.

На каждом избирательном участке от каждой партии может быть один член комиссии с правом решающего голоса, один член комиссии с правом совещательного голоса и один наблюдатель. Членом комиссии с правом решающего голоса можно стать только заблаговременно. Членом комиссии с совещательным голосом и наблюдателем можно стать хоть бы и в день выборов. Разница в том, что члена комиссии с совещательным голосом председатель комиссии не имеет права с избирательного участка выгнать, но может в любой момент специально или случайно отвлечь каким-нибудь перекладыванием бумажек. Отказаться от этой работы члену комиссии так же трудно, как подчиненному отказаться от выполнения заданий начальства. Для наблюдателя же председатель избирательной комиссии не начальник, наблюдатель имеет право только наблюдать. Зато председатель комиссии, если наблюдатель слишком рьяно наблюдает, имеет право выгнать наблюдателя с участка под любым предлогом и с помощью дежурящего на участке милиционера.

Пока идет голосование, наблюдатель, по словам Олькиницкого, должен отслеживать и по возможности предупреждать два основных вида нарушений: «карусель» и «вброс». «Карусель» — это когда у избирательного участка на улице собирается группа подкупленных избирателей. Первый из группы заходит на избирательный участок, получает свой бюллетень, проходит в кабинку для голосования, но там не опускает бюллетень в урну, а прячет и выносит на улицу. За чистый бюллетень он получает деньги. Координатор группы проставляет галочку напротив названия партии, организовавшей «карусель». И следующий член группы идет голосовать уже с заполненным бюллетенем. Его задача — опустить заполненный бюллетень в урну, получить чистый бюллетень, вынести его на улицу, получить деньги. Координатор группы опять заполнит бюллетень, и «карусель» сделает еще один оборот. Так координатор будет уверен, что вся его группа проголосовала как надо.

— Отследить «карусель» на участке практически невозможно, — говорит Олькиницкий. — «Карусель» видно, если выйти на улицу. Поэтому время от времени надо выходить на улицу.

«Вброс» — это когда к урне для голосования подходит человек и опускает в урну сразу несколько бюллетеней. Сергей Митрохин из «Яблока» утверждает, что наиболее опасными бывают «вбросы», осуществляемые уже после закрытия избирательных участков: «Наблюдателей выгоняют с участков и вбрасывают бюллетени целыми пачками». Но по закону наблюдатели могут находиться на участке до подписания протокола.

Двойной протокол

Когда голосование заканчивается и начинается подсчет голосов, урны вскрывают и бюллетени из них высыпают на стол. Члены избирательной комиссии стоят вокруг. Наблюдатели стоят поодаль. Председатели комиссий под тем предлогом, что наблюдатели мешают работать, могут попытаться отодвинуть их от стола подальше.

— Тут, — говорит Олькиницкий, — надо, с одной стороны, требовать соблюдения своих прав, то есть стараться стоять так, чтобы вам было видно бюллетени. Но, с другой стороны, требовать соблюдения своих прав надо не слишком настырно, чтобы вас не выгнали с участка.

Когда голоса подсчитаны (обычно к трем-четырем часам ночи), результаты голосования заносят в протокол и все члены избирательной комиссии протокол подписывают. Копию протокола вывешивают на стене, и наблюдатели имеют право получить копию протокола на руки. А председатель участковой избирательной комиссии едет в территориальную избирательную комиссию, где протокол вводят в электронную систему «ГАС Выборы».

Сергей Митрохин говорит, что на этом этапе нарушения могут быть самыми значительными: «Просто вписывают в систему не те цифры, которые в бюллетенях».

В территориальной комиссии выстраиваются очереди из председателей участковых комиссий. Уже ночь. Все устали. Протокол может «по техническим причинам» не проходить через сканер системы «ГАС Выборы». Тогда председателю участковой комиссии придется вернуться на свой участок и составить там новый протокол. Так, говорит Олькиницкий, появляются двойные протоколы. Разумеется, цифры во втором протоколе по сравнению с цифрами в первом могут быть совсем другими. А наблюдателей, как правило, на участке уже нет, когда председатель возвращается переписывать протокол. Потому что ночь, все устали. Так что всегда надо подождать, не вернется ли председатель. Ожидание может продлиться до утра (когда бы председатель ни вернулся, чтобы составить новый протокол, наблюдатель имеет право получить на руки последнюю версию документа).

Копию протокола наблюдатель должен отнести или послать по факсу в штаб уполномочившей его партии. Теоретически, если бы все протоколы со всех избирательных участков собрались в штабах оппозиционных партий, результаты выборов можно было бы пересчитать и, если они не совпадут с официально объявленными, опротестовать итоги выборов в суде.