Казалось бы, отдающая откровенным жульничеством тема строительства моста через Керченский пролив, ставшая одним из наиболее скандальных «международных» прожектов мэра Москвы Юрия Лужкова, навсегда закрыта. Депутат Александр Лебедев неоднократно высказывался о подоплеке этой затеи и даже посылал депутатские запросы в прокуратуру. Однако выясняется, что идеей «попилить бабки» на затее с мостом у Юрия Михайловича заразились и некоторые деятели на Украине. Об этом – в статье Егора Нехлюдова.



Разбушевавшаяся стихия, пожалуй, навсегда похоронила под собой прожекты строительства моста через Керченский пролив, очередная попытка реанимировать которые была предпринята накануне.



Не было бы счастья – да ненастье помогло. На прошлой неделе в украинские СМИ ни с того ни с сего поступило открытое письмо мэра Керчи Олега Осадчего в адрес Президента Украины. Послание было посвящено любимой «фишке» мэра Москвы Лужкова – строительству моста через Керченский пролив. Текст его кишит самыми разнообразными, с позволения сказать, аргументами – от «моральных» до «геополитических»: мол, по этому мосту Европа будет газ получать. Более бредовые «обоснования» в пользу данной постройки звучали в последнее время, пожалуй, лишь из уст премьера Януковича во время его предвыборного вояжа в Крым…



Но об этом чуть ниже, а для начала все же приведем текст упомянутого письма Президенту полностью, ибо оно того, как говорится, стоит:



Открытое письмо



Президенту Украины



Ющенко В.А.




Уважаемый Виктор Андреевич!



От имени жителей города-героя Керчь прошу Вас принять судьбоносное не только для Керчи, но и всей Украины решение о строительстве транспортного мостового перехода через Керченский пролив.



26-вековая Керчь испокон веков была транзитным городом. Через ее транспортный коридор проходил Великий шелковый путь, шли грузы из Европы в Азию и назад, поднимая экономику регионов споконвіку була транзитним містом. С 1992года железнодорожное сообщение через керченский пролив было прекращено. Транспортное обслуживание паромной переправы стали осуществлять два автомобильных парома, что явно недостаточно. Идея строительствамоста через Керченский пролив появилась не спонтанно, а в связке с экономической необходимостью регионов и в целом двух стран – России и Украины. Созданное ОАО «Керченский мост» должно было изучить все три проекта мостового перехода и приступить к поиску инвесторов.



К сожалению, в связи с экономической и политической нестабильностью в стране, решение вопроса было отложено. Проект стал разменной монетой в предвыборной борьбе разных политических партий. И не более. На все мои запросы в Министерство экономики, транспорта и связи Украины были получены ответы, что строить мост через Керченский пролив для Украины нецелесообразно. Хотя существуют расчеты специалистов, что данный транспортный переход через шесть-семь лет окупит себя и даст толчок для развития экономики нашего региона, послужит дальнейшему укреплению отношений между двумя странами – Россией и Украиной, а также решит проблему транзита газа, нефтепродуктов, воды, электроэнергии из Азии в Европу.



Жители Керчи связывают большие надежды со строительством моста и верят, что он будет построен. Мы также понимаем, что в данном случае много чего зависит от Вашей позиции. Не політики, а Глава государства, который душой и сердцем заботится о юлагополучии своего народа, должен одобрить решение, которое радикально ищзменит ситуацию в нашем регионе и в целом послужит укреплению экономики Украины и ее стратегической независимости. .



Уважаемый Виктор Андреевич!



Выражаю большую надежду, что как Президент Украины Вы оцените перспективность проекта и подпишете на международном уровне договор о строительстве транспортного перехода через Керченский пролив.



С уважением,



Городской глава г. Керчи



Олег Осадчий



(перевод с украинского – ред. портала )




Итак, как нетрудно убедиться, г-ну Осадчему (а точнее, тем «идеологам» вышеописанного «проекта», которые стоят за его спиной), во-первых, очень хочется построить данный мост, а, во-вторых, он не в состоянии внятно объяснить, а зачем это «счастье» нужно Украине и Крыму. Попробуем дополнить данное обращение так не достающими ему аргументами (вообще говоря, беспокоить главу государства подобными сочинениями – верх неприличия, но это, как говорится, факт биографии господина Осадчего).



Как пафосно заявляет мэр, «26 веков Керчь была транзитным мостом». При этом почему-то не объясняется, почему за столь длительный период идея «материального» моста так и не была воплощена, что, опять-таки, вовсе не мешало Керчи выполнять веками всю ту же «транзитную» функцию. Мало того, мэр лукавит, ибо умалчивает, что такие попытки все же предпринимались, но ничего хорошего из этого не вышло. Понятно, что Виктор Ющенко многих прописных вещей не знает и знать не желает, но смеем предположить, что даже наш замечательный Президент что-то слышал о неудачах, которые неизменно терпели «покорители» Керченского пролива.



Напомним на всякий случай краткое содержание предыдущих попыток (замыслы князя Глеба Тмутараканского, датированные 1068 годом, можно опустить).



В 1944 году мост через пролив был построен. Понятно, что в сжатые сроки, в условиях войны, с привлечением бесплатной «рабсилы», но все же построен, – и он сразу даже не развалился. Развалился он спустя несколько месяцев – в феврале 1945 года – из-за ледохода. Вторая попытка была предпринята уже в 1949 году – и вновь вмешалась стихия, правда, не лед и не шторм: сказались особенности морского дна в здешних краях. Первая же свая, вбитая в дно, дала серьезный крен – зато вправила мозги прожектерам: в советские времена больше никто о данной идее не заикался, а в 1956 году была пущена паромная переправа между Таманским и Керченским полуостровами. Иначе, как пишут в оперативных сводках, жертв не удалось бы избежать. Льдом Азовское море покрывается не каждый год, но штормить в этих краях будет всегда: Приазовье (что северное побережье Крыма, что южное, донецкое) – одно из наиболее «богатых» в Европе мест по «ветропотенциалу», ибо в «аэродинамическую трубу» между Уралом и Кавказом ветер из казахских степей будет дуть всегда.



Именно это обстоятельство, например, учитывалось, когда в Новоазовском районе Донецкой области в середине 90-х годов прошлого столетия построили ветровую электростанцию. Специалисты тогда же отмечали, что подобные условия («более шести метров в секунду среднегодовых скоростей ветра на высоте десяти метров») есть только в Крыму и на Тамани. Можно только представить, что испытает водитель какого-нибудь миниатюрного корейского автомобиля (да и более тяжелых авто), проехавшись разок в таких условиях: ибо едва ли высота моста будет меньше 10 метров, а 6 м в секунду – это именно среднегодовая скорость ветра, вчера дуло и до 37 и 40 метров в секунду. Плюс сейсмические условия района; плюс навигационные условия Керченского пролива, которые мореплаватели считают весьма опасными; плюс неизбывный «человеческий фактор», в результате чего суда, которыми управляют безалаберные капитаны, периодически будет срывать с якорей и носить между опорами моста…



Так или иначе, но после распада СССР, «не потянувшего» этот проект, идея постройки моста через Керченский пролив рождалась исключительно в головах «московских мечтателей», которые, правда, всегда находили сочувствие у определенной категории украинских деятелей, стремящихся во что бы то ни стало сделать приятное своим московским хозяевам. Но так искренне, как у господина Осадчего, у них это все же не всегда получалось.



Вернемся к «открытому письму» Президенту. Когда г-н Осадчий заявляет, что «с 1992 года железнодорожное сообщение через Керченский пролив было прекращено», он, во имя достижения своей цели – «забить баки» Виктору Андреевичу любой ценой, – скромно умалчивает, что, во-первых, этой «железнодорожной веткой» и во времена «единого народнохозяйственного комплекса», охватывающего 1/6 часть суши, особенно не пользовались. Ну, переправлялся по ней поезд «Симферополь-Баку». И, кажется, все – из пассажирских ж/д маршрутов. Сейчас Баку – столица не «республики в составе», а отдельного государства, и ехать туда придется по сплошной фронтовой полосе, которую из себя представляет Кавказ – и не только Северный.



Во-вторых, г-н Осадчий почему-то вновь скрывает, что так не достающая ему железнодорожная переправа через пролив была открыта совсем недавно – в октябре 2004 года! Разумеется, в канун президентских выборов и с участием президентов Путина и Кучмы! Что случилось с переправой за три года? Она показала свою «эффективность»? Пассажиров, желающих прокатиться до Баку, не оказалось? Или же переправа работает и до сего дня, но г-н Осадчий предпочитает об этом умалчивать, дабы еще ярче оттенить «необходимость» строительства моста? В общем, из письма к Президенту (!) понять ситуацию сложно, как говорится, «тема не раскрыта».



Но из контекста многое становится понятно, тем более что и сам автор письма расставил «вешки», упомянув и какое-то АО «Керченский мост», и какой-то совсем уж фантастический «транзит воды из Азии в Европу» через этот самый чудо-мост – наряду с «транзитом» в ту же Европу «газа, нефтепродуктов и электроэнергии». Все эти «примочки», в принципе, – порождение возбужденного ума Юрия Михайловича Лужкова, мэра Москвы и непримиримого борца за Крым и Севастополь. И в этом году «Обком» уже касалася данной темы – «с подачи» непримиримого врага Лужкова, известного российского бизнесмена и политика Александра Лебедева (цитируем наш февральский материал Депутат российской Думы просит остановить крымское «безумие» мэра Москвы):



«21 февраля в Симферополе Юрий Лужков заявил, что правительство Москвы планирует инвестировать несколько миллиардов долларов бюджетных средств в развитие полуострова, - говорит А.Лебедев, - Если суммировать эти обещания и соглашение о развитии восточного побережья Крыма, достигнутое в декабре, то получится около 5 млрд. долларов, то есть примерно пятая часть доходной части бюджета столицы».



По словам депутата, учитывая состояние городского хозяйства, подобные намерения «граничат с безумием». «Москва находится на грани транспортного коллапса, в городе не хватает поликлиник, школ, детских садов и других объектов социальной инфраструктуры, - отметил А.Лебедев, - В конце концов, не надо забывать, что столичный бюджет на этот год утвержден с дефицитом в 88,7 млрд. рублей».



Депутат напомнил, что это уже не первая попытка мэра Москвы направить средства московских налогоплательщиков в Крым – по его указанию правительство Москвы финансировало проект строительства моста через Керченский пролив. «Все это стоит в одном ряду с планами Юрия Лужкова реанимировать проект поворота сибирских рек в Среднюю Азию, - заявил А.Лебедев».



Итак, откуда вода для «транзита в Европу» взялась, ясно – из мозгов Лужкова. А вот куда ж/д паром делся? – данный вопрос озадачил даже российские компетентные органы (см. Прокуратура Москвы заинтересовалась крымскими прожектами мэра Лужкова:



«По словам А.Лебедева, он заинтересовался проектом строительства моста через Керченский пролив, о котором 7 лет назад громогласно объявил Юрий Лужков: «Мне захотелось узнать, чем закончилась эпопея с мостом через Керченский пролив».



Выяснилось, что в 2001 г. было создано ОАО «Керченский мост», в которое на протяжении многих лет инвестировались средства московских налогоплательщиков. Более того, в 2005 г. на баланс этого ОАО был поставлен железнодорожный паром «Сахалин-6», приобретенный за 44 млн долларов правительством Москвы, переименованный в «Юрий Долгорукий» и переправленный из Южно-Сахалинска в Керчь. По прибытии стало понятно, что океанический паром ледокольного типа не может ходить по мелководному проливу, и он был пущен на металлолом. В ходе очередной реорганизации в 2006 г. капитал ОАО «Керченский мост» был оценен в 1 рубль».




Так вот про эту шарашкину контору г-н Осадчий и рассказывает Президенту Украины?! Не «специалисты» ли этого сомнительного АО подсчитали, что «данный транспортный переход через шесть-семь лет окупит себя»? Тогда нет ничего удивительного, что другие специалисты – из Минтранса и Минэкономики Украины – не вняли доводам этих «спецов» и г-на Осадчего. За счет чего окупятся миллиардные вложения в сей проект? За счет «транзита в Европу воды, газа, нефти и электричества»? Так трубы и кабель по дну проложить проще – россияне уже и газ в Турцию через Черное море поставляют (и как-то без моста обошлись), да еще и по дну Балтики собираются. И откуда вдруг возьмутся дополнительные объемы этих ресурсов – как и желание россиян еще раз использовать Украину как транзитный коридор для своих энергоносителей?



В чем г-н Осадчий прав, так это в том, что тема моста возникает, как месяц из тумана, только в момент очередных выборов. Последним из украинских политиков на данную тему бредил Виктор Янукович – во время своего предвыборного вояжа в Крым. Помнится, наш премьер придумал «спортивную составляющую»: мол, так болельщикам из РФ будет легче добраться на матчи Чемпионата Европы по футболу, который в 2012 году состоится в Украине. «ПроФФесор» оказался верен себе: для поездки на игры в Донецк или Харьков (если этот город еще войдет в число «хозяев» Евро-2012, что пока выглядит спорно) жителям Краснодарского и Ставропольского края, не говоря уже о Ростовской области, ну никак не найти короче пути, нежели колесить через Крым и возвращаться в Донецк.



Кроме того, строительство моста потребует и средств, и рабочих рук – а, как известно, и с тем и с другим в стране «напряженка», так что постройка непонятно кому нужного моста может обернуться таким завалом на прочих объектах инфраструктуры, которую необходимо создать до 2012 года, что останется лишь утешаться «моральным удовлетворением», которое получат от этого (не от провала Евро-2012, а от вида на мост) жители Керчи.



Кстати, о «моральной составляющей», о которой пишет г-н Осадчий, как и о том, что «жители Керчи со строительством моста связывают большие надежды». Вообще говоря, дороговато будет для удовлетворения чьих-то капризов, пусть даже и жителей целого города, от лица которых взялся вещать г-н Осадчий. Осмелимся предположить, что гораздо большее моральное удовлетворение население Керчи, Феодосии и всего Восточного Крыма (не говоря уже о многочисленных отдыхающих, которые пока еще рискуют приезжать на крымские курорты, хотя и плюются потом все чаще и все громче от уровня «сервиса») получило бы не от моста, а от того, например, что проблемы с уборкой мусора на улицах и пляжах удалось решить; что дороги стали ремонтироваться не в разгар «сезона», а загодя; что спасателей удалось набрать достаточно, чтобы вытаскивать пьяных россиян из волн морских, и т. п.



И почему сомнительное «моральное удовлетворение» 150 тысяч жителей Керчи должно стоить таких денег – и в такие сжатые сроки? Ну не каждое же утро они на Тамань на работу ездят! А, например, жители киевской Троещины (население которой минимум вдвое превышает население Керчи) каждый день маются по утрам и вечерам в транспортных пробках. Но Подольский мост, несмотря на его бесспорную необходимость, строится уже давно, и его автомобильная часть будет сдана (как планируется) в 2010 году, не раньше. Несмотря на его бесспорную необходимость и гораздо более подходящие условия для строительства. И стоить это будет порядка 5 млрд гривен, то есть миллиард «условных долларов» А есть еще в Киеве недостроенный новый ж/д мост «имени Кирпы», а есть еще не построенный мост в Запорожье через Хортицу, без которого запорожцам приходится ох как туго (примерная стоимость проекта – 650 миллионов грн.), а недавно на капремонт закрыли мост в Кременчуге… Но все эти работы имеют под собой все же несколько иное обоснование, нежели «транзит воды и газа» и прочие «моральные составляющие».



В общем, хочется г-ну Осадчему пролоббировать многомиллионный проект – бескорыстно, ради «моральной составляющей», хочется утопить побольше денег в пучине морской, хочется понравиться определенной категории избирателей родного города, хочется Лужкову потрафить… Ну так бы и писал. Открыто.