«С помощью Затулина, взявшего дело в свои руки, лотерея была запущена. Было продано 23 миллиона билетов, причём делалось это с огромными нарушениями».

21 июня депутаты Государственной думы Александр Лебедев и Андрей Самошин, известные своей многолетней борьбой против игорного бизнеса, внесли в Госдуму поправки в Федеральный закон «О лотереях» и в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие запрет на проведение частных лотерей. Авторы законопроекта исходят из того, что лотерейный бизнес — одна из самых непрозрачных составляющих игорной индустрии. С ним связано множество скандалов — не будем забывать, что популярное словечко «лохотрон» в первоначальном значении относится отнюдь не к рулетке, а к лотерейному барабану. Этот бизнес всегда вызывал множество проблем у государственных органов, особенно у налоговиков.

Судя по высказыванию одного из авторов инициативы Александра Лебедева, лотерейщики по достоинству оценили опасность законопроекта и предприняли меры для его нейтрализации. «В последнее время в различных СМИ со ссылкой на представителей игорных заведений появились ложные сведения о том, что я якобы связан с лотерейным бизнесом. Я рассматриваю это как попытку очернить меня. По всей видимости, владельцы лотерей, которые являются частью игорного бизнеса, знали о готовящихся поправках в действующее законодательство и решили нанести превентивный удар», — сказал Лебедев в одном из интервью.

Лебедеву и Самошину достался на самом деле серьёзный соперник. Как-то так получилось, что пресса, уделяющая много внимания всем перипетиям борьбы с социальным злом, в которое превратился игорный бизнес, лотерейную тему обошла стороной. Попробуем восполнить этот пробел.

По приблизительным оценкам, ежегодный оборот лотерей в России составляет 400—500 млн долларов. При этом число игроков постоянно увеличивается, особенно в регионах с низким уровнем жизни.

Нельзя сказать, что все лотереи — сплошной обман. Государственные лотереи честно выделяют на выигрыши оговоренные законом 50 процентов фонда, их доходы идут не в частный карман, а в бюджет. Но на территории страны ежегодно проводится несколько сотен разнообразных частных или, как их официально называют, негосударственных лотерей, и с ними всё уже далеко не так просто.

Из всего разнообразия лотерей, существующих в мире, в России по-настоящему прижились только две основные разновидности — тиражные, когда необходимо купить билет и ждать розыгрыша, и так называемые скретч-лотереи, бестиражные «стиралки», когда результат можно узнать сразу, стерев покрытие с билета.

Подавляющее большинство негосударственных лотерей в России являются «стиралками». Именно они во все времена и во всех странах были основным инструментом лотерейных мошенников, и они же составляли главную головную боль для налоговых органов. Не случайно во многих странах, в частности в США, этот вид лотереи запретили. У нас же он процветает.

Чем хороша бестиражная «стиралка» для мошенников — её можно сделать полностью или почти полностью безвыигрышной, и это очень трудно доказать. Билеты чаще всего делают не на государственном Гознаке, а в заграничных типографиях, которые располагают прекрасным оборудованием. Игровой участок билета заливается краской в той же типографии, где печатается сам билет, а стало быть, и проконтролировать призовой фонд практически невозможно. Сообщения о результатах таких лотерей в прессе чаще всего не даются, поэтому данных о выигрышах никто не знает. Люди, купившие «пустые» билеты, могут допускать, что кому-то повезло больше, даже если таковые вообще отсутствуют.

Невозможно проконтролировать и количество выпущенных билетов. Выпустить по договоренности с типографией «левый» тираж — пара пустяков. И доказать, что организаторы лотереи продали через киоски и на улице не миллион билетов, а в два—три, а то и в десять раз больше, никто не сможет. По документам же всё будет в порядке.

Золотой эпохой для лотерейных мошенников принято считать начало 90-х годов, когда государство пребывало в состоянии хаоса и его контрольные функции были на отметке, близкой к нулю. Именно тогда на улицах тучами кружили распространители различных однодневных «беспроигрышных» билетов, а у каждой станции метро крутились знаменитые барабаны-лохотроны.

Случались тогда аферы и помасштабнее. Одной из них была лотерея «Москва и москвичи», о которой наверняка помнят многие жители столицы — количество купивших тогда билеты этой лотереи было не меньше, чем число покупателей билетов «МММ».

Этому способствовала блестящая идея — в качестве выигрыша предлагались не деньги, которые при бушевавшей тогда гиперинфляции обесценивались в разы на протяжении месяца, а квартиры в Москве. Авторы идеи — группа начинающих бизнесменов — зарегистрировали для её реализации фирму «Огни Москвы».

Идею оценили и в Совете предпринимателей при мэре и правительстве Москвы, и первую скрипку в проекте, как следует из запроса депутата Александра Лебедева № АЛ–360 от 28.06.2007 г. в генпрокуратуру, начал играть Константин Затулин. Да-да, тот самый депутат Затулин, который сейчас часто мелькает на экранах телевизоров в качестве главного советника Юрия Лужкова по СНГ. Тогда, в начале 90-х, Затулин уже входил в окружение Юрия Михайловича, но был пока только заместителем председателя Совета предпринимателей, совмещая эту должность с руководством и владением целым рядом организаций, фирм и фирмешек.

Вот цитата из письма инициатора лотереи бизнесмена Сергея Шаркина председателю Совета предпринимателей при мэре и правительстве Москвы Марку Масарскому:

«Нас дважды заслушивали на заседании возглавляемого Вами Совета, и как результат:
1. Лотерея стала «Московской квартирной лотереей «Москва и москвичи»;
2. Одним из соучредителей лотереи стало ТОО «Информационные технологии России» («Интехро») на равных с А/О «Огни Москвы» правах;
3. Право покупки квартир в г. Москве в качестве главных призов было предоставлено «Московской трастовой компании» (постановление правительства Москвы от 22.09.1992 г. за № 784), а не учредителям лотереи, несущим все виды ответственности за проведение и результаты лотереи;
4. Подготовку документов для Совета предпринимателей при мэре и правительстве Москвы «Московская трастовая компания» фактически взяла на себя. Совет выступил с предложениями перед правительством именно в таком организационном варианте...»

Дальнейшие детали этой истории, в конце концов оказавшейся крупнейшей лотерейной аферой, описываются в расследовании Аэлиты Ефимовой «Москва и москвичи» — авантюрный роман с продолжением» (журнал «Столица», № 42, 1993 г.).

Обе упомянутые в письме Шаркина фирмы — «Московская трастовая компания» и ТОО «Информационные технологии России» — были связаны с московским правительством, и в обеих Константин Затулин был непоследним акционером, как следует из того же депутатского запроса Александра Лебедева.

С помощью Затулина, взявшего дело в свои руки, лотерея была запущена. Было продано 23 миллиона билетов, причём делалось это с огромными нарушениями. Несмотря на то что лотерея была городской, билеты продавались в 32 городах России. Более того, они продавались даже после подписания постановления правительства Москвы о прекращении лотереи под аккомпанемент телевизионной рекламы: «Гарантируется правительством Москвы».

Очевидно, вера Затулина в высокую крышу была очень сильна. Она вполне оправдалась — даже когда всё закончилось громким скандалом, никто из устроителей не пострадал. Результаты же были плачевны. Квартиры должны были выиграть 70 человек, выиграли 14 (обычная беда «стиралок»). Но и из этих четырнадцати ни один квартиру не получил. Счета фирм-устроителей на момент проверки оказались пусты. Единственное утешение — плохо оказалось не всем. На рост влияния того же Затулина в окружении Лужкова эта история никак не повлияла.

В наше время лотерейщики на такие откровенные аферы, конечно, не идут. Однако проблем с ними меньше не стало. В дополнение к сказанному в начале статьи можно добавить озабоченность властей абсолютной непрозрачностью распределения доходов, получаемых организаторами негосударственных лотерей. В их числе — многочисленные ООО, названия которых никому ни о чём не говорят, а учредители никому не известны.

Тревожит и коррупционная составляющая. Например, в разрешении, выданном в 2005 году ООО «Центральная лотерейная ассоциация «Феникс» на проведение всероссийских (!) негосударственных бестиражных лотерей «12 стульев» и «Золотой червонец», в качестве обязательного условия указано отчисление 10% на финансирование благотворительных программ некоей Общественной организации «Международная ассоциация защиты от безработицы». К моменту получения разрешения эта ассоциация уже год как была ликвидирована решением Головинского райсуда г. Москвы и выведена из госреестра распоряжением Минюста № 179 от 08.04.2004 г. Кому поступили эти «повисшие» 10%, остаётся только гадать. Наверное, по правильному адресу, судя по чувству юмора организаторов, давших своим лотереям вполне соответствующие ситуации названия.

Успешное прохождение через Госдуму поправки Лебедева—Самошина, безусловно, решит главную проблему — перекроет мошенникам путь к кошелькам доверчивых граждан и позволит ликвидировать лохотроны как явление. Надо ожидать, что, как и в вопросе о выводе игорных заведений в зоны, вокруг новой инициативы неутомимых борцов с индустрией азарта ожидается нешуточная борьба.