Самым старым флотом среди крупных российских авиаперевозчиков располагает государственная компания "Якутия". Таковы результаты исследования обновления флотов двадцати крупнейших отечественных авиакомпаний, проведенного экспертами сайта Slon.ru. Средний возраст самолётов "Якутии" - 28 лет, основу парка составляют модели Ан-24B возрастом в 40 лет и Ан-24RV, которые эксплуатируются около 35 лет. Компания планирует серьёзное обновление.
На втором месте - государственная авиакомпания "Ямал", средний возраст флота которой - 26 лет. Её самому старому судну, Як-40K, сейчас 31 год, а основа парка - самолеты Ту-134A, которым около 27 лет.
На третьем месте авиакомпания "Аэрофлот-Норд", 51% акций которой принадлежит ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии". "Аэрофлот-Норд" планирует отказаться от эксплуатации самолетов Ту-134, возраст которых - 31 год, и 35-летних Ан-24 к середине 2010 г. Кроме того, в ближайшее время перевозчику придется вернуться к использованию своего прежнего наименования - "Архангельские воздушные линии". "Аэрофлот" запретил дочерней компании использовать собственный бренд после катастрофы ее лайнера в Пермском крае, когда погибли 88 человек. Примечательно, что причиной трагедии был вовсе не возраст воздушного судна. Проверка Росавиации выявила "слабый уровень контроля подготовки инструкторского и командно-летного состава авиакомпании, непрофессиональный подход в планировании летной деятельности, низкое качество технического обслуживания самолетов".
Сама авиакомпания "Аэрофлот" добилась больших успехов в обновлении парка своих воздушных судов. По состоянию на август 2009 г. средний возраст самолетов из состава его флота составляет 8 лет и 8 месяцев. Парк "Аэрофлота" занимает лишь 19-е место в рейтинге самых устаревших флотов России.
Лучший показатель имеет только авиакомпания Red Wings, которая начала создавать свой авиапарк с помощью закупки новых "Ту-204". Red Wings полностью контролируется "Национальной резервной корпорацией" Александра Лебедева и его партнеров. Сейчас в парке Red Wings восемь новых российских авиалайнеров "Ту-204", в том числе два, выпущенных в 2009 г. Однако самые новые самолеты - не всегда означает самые безопасные. Проблемы с качеством "Ту-204" признает даже производитель. За полгода самолеты Red Wings трижды совершали вынужденные посадки.
Как подчеркивает Slon.Ru, некоторые самолеты и в двадцатилетнем возрасте эффективны и безопасны, при этом качество новой техники порой оставляет желать лучшего. Специалисты убеждены, что российская система контроля состояния летной годности воздушных судов весьма эффективна. А обновлением флотов больше влияет на экономическую эффективность авиакомпаний, чем на безопасность перевозок.
Среди перевозчиков, достигших хороших результатов в обновлении флота, эксперты также отметили авиакомпанию "Сибирь". Её парк состоит в основном из 7-летних дальнемагистральных и среднемагистральных самолетов производства Airbus. Эксплуатацию всех самолетов советского производства ("Ту-154М" и "Ил-86") авиакомпания прекратила в ноябре 2008 г. в рамках программы обновления воздушного парка.