Электрические речные суда для регулярной перевозки пассажиров по Москве-реке будут построены на верфи Emperium. Об этом сказано в сообщении лизинговой компании «Машпромлизинг», которая заказала суда для ОАО «Пассажирский порт» - дочернего предприятия судоходной компании «ВодоходЪ». В декабре прошлого года московские власти на конкурсной основе выбрали «Пассажирский порт» для организации общественных речных перевозок в городе. Сумма инвестиций, рассчитанных на 15 лет, составляет 19,5 млрд рублей. «Нам важно, что наш заказ станет возрождением целой отрасли российского пассажирского судостроения», — отметила пресс-служба департамента транспорта Москвы.

Первое регулярное речное судно для общественного транспорта, или, как его еще называют, речной трамвай, собираются протестировать уже в конце января, сообщили в пресс-службе «Водохода». Напомним, «Пассажирскому порту» кроме организации речной перевозки людей нужно создать и необходимую инфраструктуру: флот из 21 электрического судна, построить 23 причала, шесть зарядных станций и два пункта базирования водный трамваев. По словам главы столичного транспортного департамента Максима Ликсутова, речные перевозки рассматриваются как круглогодичные, но все будет зависеть от спроса.

«Машпромлизинг», входящий в состав группы компаний АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), в свою очередь, пока договорился о передаче «Пассажирскому порту» в лизинг 14 электросудов марки Ecobus («Экобус»), построенных на заводе Emperium. Первые пять из них планируются к сдаче в мае 2022 года, а последние два судна, завершающие серию, должны быть поставлены эксплуатанту весной 2023 года, сообщила пресс-служба лизинговой компании. Суда строятся при поддержке министерства промышленности и торговли РФ со льготным финансированием в рамках программы лизинга морских и речных гражданских судов ОСК. 

Общественный водный транспорт стартует в июле

Регулярные речные перевозки по Москве-реке должны начаться с 1 июля нынешнего года, сообщили в «Водоходе». Они намечены по двум маршрутам: Парк Фили — Киевский вокзал и Печатники — Автозаводский мост. На первом этапе — до конца октября, будет запущено девять судов на электротяге, а до конца июня 2023 года их общее количество доведут до 21.

Интервал движения речных трамваев в 2022 году составит в среднем 30 минут, далее, по мере ввода в строй всего флота, время ожидания между рейсами сократится до 16 минут. К маю 2024 года ежедневно станет осуществляться 50 рейсов на маршруте Фили — Киевский вокзал, и на маршруте Печатники — Автозаводский мост — 63 рейса.

Это будет регулярный городской транспорт с провозной мощностью на первом этапе 5–6 тыс. пассажиров в сутки, сообщил Максим Ликсутов. Для большого количества москвичей и гостей города время в пути сократится на 30–40 минут в день. Одновременно можно будет привлечь дополнительных пассажиров и на другие виды городского транспорта, поскольку речные маршруты станут полностью интегрированы в московскую транспортную систему.

При этом общественный речной транспорт не будут конкурировать с прогулочными и экскурсионными судами, уточнял глава департамента. Оплату проезда на нем пассажиры смогут произвести всеми установленными для обычного пассажирского транспорта города средствами платежа. И в частности, картами «Тройка», бесконтактными банковскими картами, а также иными видами и способами безналичных платежей.

 Речные трамваи, которые повезут пассажиров

В конструкции Ecobus объединены самые передовые технологии: электрические двигатели, оптимизированные обводы корпуса, высокоэнергетические батареи и современная электронная начинка. Суда этой серии отличает футуристический дизайн и комфортабельный салон. Бесшумный ход и отсутствие выхлопов, отмечают специалисты, делает электрические суда оптимальным решением для перевозки пассажиров по городским водным артериям.

Rehtram 2 122

Проект Ecobus – это полностью российская разработка с использованием отечественных материалов, конструкций и технологий. Корпуса судна – стальные. При этом для строительства одного «Экобуса» требуется 3 тонны алюминия – из него делается судовая надстройка. Применяются прочные и устойчивые к коррозии сплавы на основе систем легирования металлов. Другие характеристики нового судна: длина – 21,8 м, ширина – 6,2 м, осадка – 1,49 м. Крейсерская скорость – 8 узлов, максимальная – 12 узлов. Экипаж – 2 человека, пассажировместимость – не менее 50 человек.

Основные участники нового проекта

Компания Emperium (ООО «Эмпериум»), владеющая одноименной верфью, была зарегистрирована в ноябре 2019 года и расположена в городе Отрадном Ленинградской области. Ее крупнейший совладелец Андриан Правдин, ему принадлежит 31,6%. Он же  генеральный директор и основной акционер питерского ООО «НПК Морсвязьавтоматика», разработчика электросудов. Вторым по объемам совладельцем Emperium (25,22% акций) выступает фирма «Кедр», аффелированная с Национальной резервной корпорацией (НРК) экс-банкира Александра Лебедева.

Летом 2020 года бизнесмен в качестве учредителя Emperium подписал контракт на поставку 5 скоростных катамаранов Ecocruiser с председателем совета директоров «Водохода», бывшим замминистра транспорта РФ Виктором Олерским. Эти суда создаются для туристической линии Эрмитаж - Петергоф на замену устаревшим «Метеорам». На маршрут ни могут выйти в 2022 году.

Сейчас портфель заказов Emperium, по информации Независимой регистраторской компании, достиг почти 30 судов на общую сумму около 6 млрд рублей. Кроме производства речных трамваев Ecobus для Москвы и скоростных катамаранов Ecocruiser для Петербурга верфь хочет начать и производство судна для перевозок туристов по озеру Байкал.

Rehtram 3 122