ВЕДУЩИЙ: Куда смотрел надзор? АСВ выплатит вкладчикам банка "Пушкино" более 20 миллиардов рублей - это крупнейший страховой случай за все время работы агентства. История вскрыла очередную серьезную проблему в российском финансовом секторе - как получилось, что вроде бы мелкий банк вдруг создал такую большую проблему? Примечательно, но о том, что ситуация обстоит не лучшим образом, говорил, в том числе бывший глава ЦБ Сергей Игнатьев, теперь жестких шагов ждут от Эльвиры Набиуллиной. Банкиры опасаются, как бы в очередной раз не перегнули палку. Дмитрий Дризе в продолжение темы.

Репортаж Дмитрия Дризе

КОРР.: Подмосковный банк "Пушкино" проводил высокорискованную кредитную политику - размещал деньги в низкокачественные активы, систематически нарушал предписания регулятора. Вопрос: где был этот самый регулятор, почему довел до того, что АСВ придется выплачивать вкладчикам рекордную сумму - больше 20 миллиардов рублей? Маленький банк - большие проблемы. По данным СМИ, ЦБ наказал виновных - принял кадровые решения, но было поздно. И это при том, что было немало интервью, в том числе и самого Сергея Игнатьева, например, о том, что 80 процентов банковских банкротств носит откровенно криминальный характер - деньги клиентов зачастую попросту расхищаются. Есть также организованная преступная группа, которая выводит капиталы из страны. Еще 5 или 6 банков могут оказаться в ситуации, подобной "Пушкино", отмечает предприниматель Александр Лебедев.

Александр ЛЕБЕДЕВ: Таких, как "Пушкино", за последние 7 лет, со времени убийства Козлова именно за то, что он боролся с этим, обанкротилось, наверное, штук 30, откуда выведено было, наверное, миллиардов 45 долларов. Я включаю, естественно, "Банк Москвы", который был санирован за счет бюджетных средств. "Межпромбанк", Группа ВЭФК, Группа Урина - это все не меньше миллиарда, полумиллиарда долларов. То есть эта тема-то не новая, я ей занимаюсь 7 лет.

КОРР.: Теперь от нового руководства ЦБ ждут жестких мер.

Банкирам разослано письмо о том, что регулятор будет безжалостно бороться с так называемыми "помойками". Банкам предписано навести порядок в отчетности, у нарушителей будут безжалостно отбирать лицензии. Именно этим занимался, начиная с 2004 года, зампред ЦБ Андрей Козлов и был через два года убит. Его имя сейчас вновь на слуху в связи с последними событиями и откровениями Игнатьева, комментирует в интервью "Бизнес FM" глава ВТБ Андрей Костин.

Андрей КОСТИН: Центральный Банк немножко смотрит в сторону руководителей, но мы чувствуем уже, что там намного больше решительности наводить порядок, чем у предыдущего руководства абсолютно. То есть понимание того, что наша банковская система требует пристального внимания и конкретных действия, она существует, в том числе и с точки зрения оказания содействия в законодательной мере, потому что нам вроде бы задачу ставят о снижении стоимости кредитов.

КОРР.: Выходит, что со времен Козлова ничего не изменилось.

Почему при Игнатьеве ЦБ знал и не боролся? Может быть, не мог - мешали, например, высокие покровители? Вот "Банк Москвы", оказывается, был проблемным, а контролер как-то этого не замечал. Получится ли у Набиуллиной и не будет ли традиционных перегибов - невиновных лишат лицензий, а "помойки" продолжат воровать?