Herr Murdoch, erlauben sie mir bitte eine Frage,
или пан Мердок, будь ласка, дозвольте мені запитати?



Давненько не было вестей от Руперта-ибн-Мёрдока. Наивно полагал, что после того, как гигант медиаиндустрии отметил 85-летний юбилей, женился на бывшей музе Брайана Ферри и Мика Джаггера, он и вовсе позабыл про меня. Раньше-то вспоминал, и это тешило мое эго. Вот доброе слово в твиттере в связи с покушением на убийство какого-то беглого мошенника Горбунцова.


Выходит, если завтра Скотленд Ярд раскроет секту педофилов, то вы вправе написать твит «ask ex-paedophile boss Murdoch»? А что, разве меньше оснований?

А это - статья в его газете Sunday Times, где меня обвиняют в рейдерстве и обмане несчастных британских пенсионеров с компанией Timan Oil. При том, что в этой истории я сам стал жертвой аферистов, нагревших мой банк на несколько десятков миллионов долларов. Из-за статьи мне пришлось не раз объясняться в правительстве Её Величества. Ну давайте узнаем сейчас у 300 акционеров Timan о моей роли в компании.



Я было даже соскучился, будучи человеком, как известно, тщеславным (признайся, читатель, а кто из нас не грешен?). Впрочем, известно, что старине М. не давали спокойно спать успехи наших британских изданий, в то время как сам Рупор был вынужден закрыть свой бульварный таблоид News of The World из-за хакерского скандала со слежкой за знаменитостями. М. считает, что только он может и должен отвечать за «freedom of speech», а остальных случайных лиц тут «не лежало», как выразились бы на одесском Привозе. Только отвечает он за эту сферу своеобразно.

Кстати, о хакерах. На прошлой неделе я прокомментировал «переписку Суркова» и секретный план «Шатун», куда был записан вместе с сыном Евгением (если что, в резерве есть еще два сына пяти и семи лет и дочка 2014 года рождения). Оказывается, в этом мусоре покопался еще и сотрудник Мёрдока в Киеве Макс Такер, после чего в субботу вышел в свет разгромный материал. Любопытно, но заголовок на сайте The Times отличается того, что на бумаге (английским владею неплохо, но перевести его затрудняюсь).
.






Alexander Lebedev, the Russian billionaire who co-owns The Independent and Evening Standard, tried to help President Putin to win western approval for the annexation of Crimea, according to Kremlin emails leaked this week by Ukrainian hackers.

An email sent from Mr Lebedev’s account to Vladislav Surkov, the Putin aide who engineered the Crimea seizure, proposed a plan to persuade public figures to sign an open letter likening Russia’s action to the Scottish vote on independence. However, unlike in Scotland, in Crimea anti-Russian activists were either arrested or abducted, sometimes turning up dead, and pro-Ukrainian TV stations were shut down.

The letter warned that a third world war could break out if Russia and the West did not set aside their differences over Ukraine and invited world leaders to Yalta to negotiate a settlement. It was sent to the Kremlin for President Putin’s consideration on March 11, 2014, a fortnight after Russian troops stormed the Crimean parliament and surrounded Ukrainian army bases.

The email enclosing the letter was sent from the email address lebedev@nrcorp.ru by the tycoon’s secretary, Irina, who said that she was writing “on behalf of Alexander Evgenevich”, Mr Lebedev’s patronymic. Metadata from the letter’s Word file shows that it was created on the computer of his assistant, Artem Artemov. Mr Artemov said he could not remember the letter and was unable to comment on the emails as members of his Moscow office were on holiday.

The open letter was never published. Instead, Mr Lebedev wrote an editorial under his own name for The Independent, appearing to criticise the Kremlin, but still proposing the Yalta conference and arguing against sanctions on Russia. “The ‘war of sanctions’, it seems, cannot change the situation: Crimea remains under Russian control. As the conflict becomes more enduring, it may cause grievous consequences,” he wrote.

As well as his British media holding group, the Evening Press Corporation, Mr Lebedev has invested in hotels, parks, restaurants and resorts in Crimea. That business has been hit hard by western sanctions designed to isolate the peninsula after it broke from Ukraine.

Kiev has blockaded its residents, driving prices up and discouraging the Russian and Ukrainian tourists who once flocked there.

Another email, sent on March 6, 2014, included a signed appeal from the oligarch to President Putin’s chief of staff, Sergei Ivanov. In it Mr Lebedev expressed dismay at the damage to tourism after Russia’s invasion of Crimea: “The resort infrastructure is a major employer and source of income. Disruption of this season threatens to leave hundreds of thousands of people without a livelihood.”

Mr Lebedev asked the government to consider sending its staff on mandatory holidays to the peninsula and to offer discounted flights on Russia’s state airline Aeroflot, in which he is a shareholder.

Despite a stint as a KGB spy at the Russian embassy in London, Mr Lebedev has presented himself in the West as a liberal champion of the free press.

His support of the dissident Moscow newspaper Novaya Gazeta has helped him to build a reputation as a critic of Mr Putin, but a meeting arranged by email showed that he was still on good terms with senior Kremlin officials.

A third message, apparently sent by Mr Lebedev, attaches a paper which argues that the Kremlin should ban Russian loan repayments to western businesses in retaliation for sanctions.

Дабы соблюсти политес, Такер в пятницу вечером написал упомянутому в тексте Артему Артемову вот такое письмо, предупредив, что ответы на его вопросы должны быть даны не позднее, чем через час. Мы как ни старались ответить за час, не смогли…



Вопросы тенденциозны, как и сама статья. Автор намекает (а в вопросах практически утверждает), что я способствовал «аннексии Украины» со стороны Кремля? О чем, вообще речь? О Крыме? Моя позиция по Крыму хорошо известна – я ее неоднократно заявлял, к том числе в британских СМИ. Не считаю события весны 2014 года аннексией, так как воля населения полуострова была очевидна. Да, референдум не был совершенным по процедуре, но если завтра провести свехчестный плебисцит под контролем ООН, ОБСЕ и каких угодно иностранных наблюдателей, то результат будет аналогичным.

Отрицать данный факт глупо – это примерно то же, что называть «незаконным» воссоединение Германии в 1990 г. Крымчане и раньше никогда не идентифицировали себя с Украиной и считали передачу Крыма Киеву при развале Советского Союза исторической несправедливостью. 23 года спустя они воспользовались Майданом в столице Украины.

Ситуация в марте 2014 г. в Крыму действительно была весьма напряженная. Что же удивляться тому, что мы в «Новой газете» обсуждали инициативу деятелей культуры по проведению миротворческой конференции в Ялте. Вот проект этого документа (это некая декларация), который тогда рассылался всем, в том числе Суркову:


Проект

Уважаемые политические лидеры европейских стран!


В этом году мы отмечаем трагическую годовщину. 28 июня 1914 года несколько револьверных выстрелов в городе Сараево на окраине Европы привели к вышедшей из-под контроля политиков цепочке событий, породивших чудовищную бойню. 37 миллионов человек погибли или были искалечены, континент покрылся руинами, устойчивый и комфортный для того времени миропорядок рухнул. Гитлеризм, сталинизм и Вторая мировая война стали следствием этой катастрофы.

Сегодня, пусть не все это еще осознали, мы вновь смотрим в бездну, где замаячил страшный лик войны. События на Украине, где, на первый взгляд, есть непреодолимые разногласия между участниками исторической драмы и их союзниками, сопровождаемые призраками прошлого, до крайности обострили противоречия между государствами и людьми. Различные интересы, страхи и обиды, копившиеся десятилетия, а то и столетиями, оскорбления и имперские синдромы, пропаганда и коррупция, ложь, лицемерие, жажда власти и непомерные амбиции политиков смешались с высотой духа и подвигом, наивными надеждами и верой в демократию в один смертельно опасный клубок. Залязгали затворы.

У каждой из сторон есть свои аргументы, и их зачастую трудно назвать неубедительными. Их можно предъявлять до бесконечности – так, как это было накануне Первой мировой. Как и тогда, стороны все чаще смотрят друг на друга через прицелы оружия. А концентрация оружия всегда чревата выстрелами и взрывами. Вот почему А.П.Чехов призывал не «ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него». Вот почему нам кажется, что мир опять на расстоянии ружейного выстрела от катастрофы. А ведь в нем хватает своих идейных фанатов типа Гаврила Принципа, безрассудных экстремистов, случайностей и провокаций. Результат дальнейшей эскалации, с одной стороны, предельно прост, с другой – его не в состоянии представить воображение нормального человека, матери и отца детей.

Политики в таких случаях должны быть прозорливее толпы или простого обывателя. Они не должны идти у них на поводу. Им недостаточно просто не хотеть войны – они должны ее избежать, не дать ей ни малейшего шанса. Они не должны стать жертвой пропаганды, нередко собственной. И мы хотим от вас высочайшей ответственности.

Срочно нужно нормализовать обстановку за счет быстрых и смелых действий. Недопустимо отпустить ситуацию на «европейский авось», нельзя терять ни одного лишнего дня.

Есть прецедент, полный исторического символизма. 69 лет назад, в феврале 1945-го лидеры СССР, США и Британии встретились в Крыму в Ялте. Мировая война еще громыхала на фронтах. Но перед участниками стояла титаническая задача устройства послевоенного мира, заминированного громадными противоречиями и недоверием, предсказуемым идеологическим и военным противостоянием. Та ситуация была не в пример драматичнее и опаснее нынешней.

Путем сложнейших уступок и компромиссов, договариваясь о том, о чем трудно было иметь более противоположные точки зрения, тогдашние лидеры и их советники решили задачу. Послевоенный порядок был далеко не идеальным, его сотрясали кризисы и конфликты, но мир удавалось сохранять.

Сейчас ситуация несравнима с тем периодом и периодом последовавшей «холодной войны». Нет военного противостояния, наши страны ведут широкое экономическое и иное сотрудничество, и в этом смысле Европа скорее похожа на саму себя в преддверии выстрела в Сараево.

Тем безответственнее проявлять индифферентность и нежелание сесть за стол переговоров. Если обычные механизмы и форматы не работают, то вот наше предложение.

Лидерам Европы, России, США и Украины при участии генсека ООН и ОБСЕ собраться на Крымскую конференцию. Встретиться в театре А.П.Чехова в Ялте. Мы уверены, что в короткий срок удастся выработать пакет гарантий и инициатив по украинским делам в сфере политики, безопасности и экономики. Мы не думаем, что референдум жителей Крыма представляет для этого препятствие - они имеют на это такое же право, как, например, и жители Шотландии. России и Европе представляется редкая возможность вместе решить проблему и обеспечить стабильность и права человека в крупной европейской державе, где живет братский россиянам украинский народ, русские и другие народы. И сделать это надо мирным путем. Альтернативы нет, если все останется по-прежнему, нас в лучшем случае ждет возвращение во времена «холодной войны». Это в лучшем...

Мы очень надеемся быть услышанными.


Общественные деятели, представители
науки, культуры и искусства

«____» марта 2014 г.


Ну и где здесь «помощь президенту Путину в обеспечении одобрения Западом…» (цитата из статьи)? Моя приемная разослала этот проект еще 30 госадресатам, но никто не отреагировал. Доктрина была, похоже, иной. Ну и это было интересно, с моей журналистской точки зрения.

Что касается письма Сергею Иванову, в то время руководителю администрации президента, то я предложил поддержать туристическую индустрию Крыма, которая оказалась в тяжелом положении из-за срыва сезона (украинцы, понятно, приезжать не собирались). А что, корреспондент Times в Киеве считает, что разговаривать с крымчанами нужно лишь с помощью блокад и блэкаутов? Предлагалась система льгот для сотрудников госкомпаний – причем здесь «compulsory», что это за бред? Кого это в госкомпаниях можно заставить куда-то ехать? Вопиющее незнание журналистом предмета, о котором пишет. И причем здесь вообще «аннексия»?

Наконец, третий «документ», упомянутый в статье – это просто публикация моего коллеги, Владислава Иноземцева, в «Бизнес-журнале», которую моя приемная послала Суркову в числе многих других адресатов. Мы это отправляли в многие инстанции с одной целью – понять, возможен такой шаг или нет. Получается, если завтра Макс Такер пошлет кому что-то кому бы то ни было, он автоматически станет его единомышленником или «подельником»?

Короче, публикация в Times является типичным образцом лжи, передергивания и диффамации империи старика М. Вот интересно, платят за нее ребята, укравшие из российских банков 100 млрд. долларов? Или нет ли здесь связи с начатым The Independent расследованием коррупции на Украине? Я неукоснительно придерживаюсь принципа невмешательства в дела журналистов. Но в связи с этой «движухой» узнал, что редакция Инди направила в минувшую пятницу острые вопросы в администрацию П.Порошенко, где произошел форменный переполох (это именно то, что журналист и депутат Верховной Рады Сергей Лещенко недавно назвал потенциальным «Уотергейтом»). Уже через день – «план «Шаутн», «почта Суркова» и эта статья. Ну вот и ведь после этого, что Р.Мёрдок за «freedom of speech». Может быть наоборот? Надеюсь, британский суд разберется в этом вопросе.

P.S. Чуть не забыл. Ведь почту Суркова взломали незаконно. То есть медиа-империя Р.Мёрдока как была не в ладах с законом, так и осталась. История с «hacking scandal» ее ничему не научила.