Традиционная зимняя тема — о противогололедных реагентах — в этом сезоне обсуждается особенно активно. Повод — странная «зимняя» аллергия, которую заметили медики, и чрезвычайная замызганность автомобилей, отмеченная автомойщиками. «Известия» проконсультировались со специалистами.

Тридцатилетний менеджер Максим Сартаков с детства страдал от сезонной аллергии. Приступы слабости, одышка, низкая температура, низкое давление... Самочувствие ухудшалось каждую весну. Приходилось пить лекарства и колоть иммуноглобулин.

— Но в этом году привычные симптомы появились почему-то в декабре, — говорит он. — В результате обследования врачи исключили все обычные аллергены и предположили, что причиной обострения могли стать противогололедные реагенты. Тем более что я такой у них не первый. Теперь каждый день пью американский препарат, который в месяц обходится мне в 1500 рублей.

— Дорожная химия действительно может спровоцировать аллергию, — подтверждает аллерголог-иммунолог Евгения Степанова. — Особенно у людей с плохим иммунитетом и автомобилистов, которые по нескольку часов в день стоят в пробках, вдыхая вредные пары.

В столичном департаменте жилищно-коммунального хозяйства уверены — применяемые препараты абсолютно безвредны для человека.

— Прежде чем попасть на дорогу, все реагенты проходят тщательную проверку, — говорит представитель департамента Марина Орлова. — Исследуется не только их эффективность, но и влияние на здоровье человека и окружающую среду.

— Реагенты испытываются в пробирках, но не проверяется, как они воздействуют на человека, смешиваясь с дорожной грязью, — замечает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

— Сами по себе реагенты не опасны, — замечает завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков. — Но стоит им смешаться со снегом, асфальтовыми частицами, выхлопами и автомобильным маслом, все меняется. Получается ядовитая эмульсия.

Попадая на стекла и кузов автомобилей, она делает свое черное дело.

— Отмыть эту гадость крайне трудно, порой невозможно, — жалуется менеджер автомойки Илья Черемин. — Раньше легковушку мыли за 10 минут, а теперь приходится драить полчаса. Если реагенты впитались глубоко, их не отмыть. Приходится делать абразивную полировку кузова, которая мало того что стоит 12 тысяч рублей, так еще серьезно повреждает автомобильный лак. Особенно страдают от нее «японки», у которых очень тонкий слой краски. Портится от реагентов и хром — покрывается темными масляными пятнами. Единственный способ спастись — регулярно делать защитную полировку автомобиля, что стоит от 900 до 2500 рублей.

В Московском обществе защиты прав потребителей нам сообщили, что они ежедневно принимают на экспертизу несколько пар обуви и шуб, испорченных предположительно хлорсодержащими реагентами.

— За последние 15 лет я не припомню ни одного выигранного по этому вопросу дела, — говорит специалист общества Елена Грачева. — Чтобы получить компенсацию, нужно предъявить образцы реагента, который повредил ваше имущество. Но где их взять? И как доказать, что ваш автомобиль или обувь пострадали именно из-за реагентов?

— Ядовитая дорожная жижа разъедает даже асфальт, — добавляет профессор кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ Эдуард Котлярский. — Ни в одной стране мира не используют химические реагенты постоянно.

— В Москве применяют два типа реагентов — хлористый кальций (ХКМ) и более щадящую комбинацию с натрием (ХКНМ и ХКН–БС), — говорит Дмитрий Хомяков. — Особо опасен ХКМ. Раньше, когда не было снегоплавильных пунктов и снеготаялок, сильнодействующие реагенты были необходимы. А теперь необходимость в них отпадает. Москва может использовать неагрессивные препараты. Надеюсь, в ближайшее время мы только ими и ограничимся.