Буквально на днях, снимая машину с учета, я столкнулась с таким интересным нововведением - гаишники теперь разрешают оставить за собой прежние номера, если, конечно, вы планируете в дальнейшем покупку нового авто. Прежде оставить за собой номера можно было, лишь договорившись с инспектором за отдельную мзду или в особых случаях. Теперь же "красивый" автономер можно купить так же легко, как и номер сотового - если верить Интернету, его цена начинается от 600 рублей. А уж коль скоро вы питаете любовь к своему фирменному А123БВ 77... или чему-то вроде того, вам его оставят совершенно бесплатно. Для этого нужно прийти в отделение МРЭО с ПТС старого и нового автомобиля и написать заявление. Обещают, что никаких проволочек не будет.

Все это означает лишь одно - автомобильные номера заканчиваются. Виной тому изобилие машин, в огромных количествах расплодившихся на улицах наших городов. Лидируют, естественно, мегаполисы - в Москве, например, уже официально зарегистрировано свыше 3,5 млн машин, и это далеко не предел. За Москвой сейчас числятся коды 77, 99 ,97 и 117. Еще в конце апреля в СМИ появилась информация, что в ряде МРЭО Санкт-Петербурга новые номерные знаки вовсе выдавать перестали. Максимум, что могли предложить автомобилистам - регистрационные знаки, бывшие в употреблении. Впоследствии это опровергли, заявив, что это были лишь временные перебои с поставками. А летом слухи об отсутствии номеров разгорелись с новой силой. Якобы, на всех их не хватает, и последний знак с цифрой 177 будет выдан в сентябре.

И вот сейчас стало известно, что в середине ноября этого года на московских дорогах появятся автомобили, у которых номерные знаки будут с новой серией региона - 197. Об этом сообщил заместитель директора ООО "Знак" Александр Фильев. Он уточнил, что решать вопрос, какую серию производить фирмам - прерогатива ГАИ. Сотрудники этого ведомства не только ведут полный контроль букв и цифр на номерах, следя, чтобы сочетания не совпадали, но и следят за защитными элементами, отличающими подлинные номера от подделок.

В свое время, как уже было сказано, столичные автомобилисты довольствовались только кодом 77. Впрочем, и машин тогда на улицах города было не в пример меньше, чем сейчас. "Жигули" и "Волги" были для жителей столицы пределом мечтаний, копить на них приходилось всю жизнь. С крушением социалистической экономики в новую Россию хлынул поток подержанных иномарок. Затем появились и новые машины - состоятельные люди за приличные деньги получили возможность совершенно официально приобрести хоть BMW, хоть Mercedes, хоть Audi. Тогда и появилась проблема дефицита номеров. Регистрационные органы ГИБДД насчитали 1,5 млн авто с кодом 77, на чем данный код был вовсе исчерпан. Ввели новый - 97, но почти сразу пришлось добавлять к нему 99. Автопарк, однако, рос, и в 2002 году руководство ГИБДД было вынуждено обратиться к ранее не задействованному резервному коду 177.

Переход на него планировался и раньше, в конце 90-х, однако это несло с собой существенные проблемы. Дело в том, что по устаревшим ГОСТам, применяющимся до сих пор, трехзначные номера не являются 100-процентно законными. Нынешний ГОСТ не менялся уже 14 лет и предъявляет совершенно устаревшие требования к номерным знакам. Однако выхода нет, поэтому гаишникам приходится мириться с нарушением. Трехзначные номера, помимо Москвы, используют еще несколько крупных регионов - Санкт-Петербург, Краснодарский край, Татария, Башкирия и Свердловская область. Причина везде одна - непомерно растущий автопарк не вписывается в отведенные рамки кодов, которые, как известно, не резиновые и имеют свой предел.

Но если проблема с гаишниками благополучно решилась, и мы ездим с номерами 177, начиная с 2005 года, то проблема несоответствия принятым во всем мире правилам никуда не делась. Ведь в мировой практике трехзначные номера не применяются, а, значит, пожелавших выехать за границу обладателей таких знаков ожидают неприятные неожиданности.

В общем, понятно одно - систему нумерования отечественных автомобилей пора кардинально менять. В принципе, во избежание подделок, которые, увы, нередки, необходимо проводить обновления раз в 7-8 лет, а мелкие системы защиты вроде наносимого лазером рисунка нужно совершенствовать ежегодно. По мнению экс-главы ГАИ, а ныне сенатора Владимира Федорова, решить проблемы "автомобилизированных" регионов поможет введение дополнительных буквенных символов. Это означает, что в каждом регионе появится около 20 млн свободных номеров, что решит проблему на десятилетия вперед. Ведь сейчас новые коды приходится вводить именно из-за того, что число буквосочетаний в номерах ограничено. Можно оставить в номере и две буквы вместо трех, как это практикуется в Европе. Также некоторые эксперты предлагают изменить код на четырехзначный. Тогда новой комбинации хватит на те же 20 млн автомобилей. Есть еще вариант ввести в ГОСТ возможность нестандартного написания номеров - более узким шрифтом, но в требования Евросоюза по читаемости знака на расстоянии это не вписывается.

С кодами же проблема следующая - они не могут быть больше 199, поскольку стандартный размер номера в его левой части позволяет разместить там лишь единицу и еще две цифры. Скажем, 200 уже не поместится на знаке. Вроде бы 199 - не так мало, но все остальные комбинации регионы уже выбрали. Сам код 199 - последний резервный, оставшийся в распоряжении Москвы. По оценкам экспертов, вводимого сейчас кода 197 хватит лишь на пару лет, а 199, если столица продолжит автомобилизироваться такими же темпами, закончится еще быстрее. Иными словами, к 2010 года Москва может лицом к лицу оказаться в ситуации, когда автомобильные номера закончатся окончательно и бесповоротно.

Противники внесения кардинальных изменений в ГОСТ рассуждают следующим образом: прямую выгоду от таких нововведений получают лишь производители, которые их и лоббируют. Каждый новый код Москвы приносит им порядка 12 млн долл. Гораздо проще наладить выдачу старых, уже использовавшихся номеров "по второму кругу". Скажем, код 77 на улицах уже практически не встречается, почему бы не запустить его вновь? При нынешнем уровне технического оснащения ГАИ вполне может занести их в единую базу и отслеживать во избежание накладок. Да и какие накладки - новенькую Toyota или даже "Жигули" 2007 года выпуска уж никак нельзя перепутать с "Запорожцем" 1977 года, даже если они числятся под одним номером. Тем более, последний, скорее всего, уже давно ржавеет где-нибудь на свалке.

Ну, а напоследок вернемся к "особенным" номерам. Начнем с "некрасивых" - когда я в МРЭО ждала выдачи транзитного номера на свою машину, инспектор в окошке несколько раз выкликал: "номер 666 без очереди никому не нужен"? Желающих не находилось, автомобилисты предпочитали терпеливо ждать своей очереди. А в городе нефтяников Сургуте автомобилисты, недавно купившие машины, не торопятся получать номера в ГАИ, поскольку местная автоинспекция приступила к выдаче номеров серии "СРУ". Всего на город выделена тысяча номеров этой серии, поэтому автовладельцы ждут, когда "неприличные" номера разберут другие. На что гаишники отвечают - пока не раздадим эти, других не ждите. Неблагозвучный номер впоследствии можно обменять, но за 500 рублей.

А вот в Швеции, напротив, власти стремятся, чтобы у подданных королевства были настолько "красивые" номера, насколько хватит денег. Возможность заказать и получить персональные номерные знаки у шведов появилась еще в 1988 году. Почти за 20 лет, прошедших с тех пор, Дорожное управление страны заработало на этом 100 миллионов крон (11 миллионов евро). В Саудовской Аравии необычные номера продают с аукционов - шейхи покупают их, дабы продемонстрировать согражданам свой социальный статус. Вырученные деньги идут на благотворительность. В России же со случаями выдачи за мзду "красивых" номеров борются всеми доступными способами. Например, на Камчатке номера с тремя одинаковыми цифрами или буквами выдаются только для установки на мусоровозах и ассенизаторских автомашинах. По логике местных "гаишников", чиновники и бизнесмены не захотят ездить с "помоечными" номерами.

Возможно причина борьбы с тем, что весь мир давно превратил в источник дохода, в том, что в случае легализации выдачи "красивых" номеров за плату денежный поток пойдет мимо карманов "оборотней в погонах"? Ведь они-то и являются главными борцами с "недозволенной роскошью".