Москва отказалась от идеи дальнейшего строительства монорельсовой дороги. Один из самых дорогих транспортных проектов, инициатором которого выступил сам мэр столицы, провалился.

«Эксперимент по созданию монорельсовой дороги в Москве завершён, и скоростная монорельсовая система в столице больше развиваться не будет», — заявил начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев. Пятикилометровую монорельсовую дорогу, проложенную от ВДНХ до Тимирязевской академии, достраивать не будут.

Ещё в начале года руководитель столичного департамента транспорта и связи Леонид Липсиц объявил, что монорельсовая дорога будет переведена из экспериментаторского режима в пассажирский уже в первом полугодии 2007 года. Что же случилось?

Весьма странное заявление, которого никто не ждал. Хотя если вспомнить, что месяц назад депутат Госдумы, член политической партии «Справедливая Россия» Александр Лебедев направил в прокуратуру Москвы запрос о неэффективности расходования бюджетных средств при создании и последующей деятельности компании «Московские монорельсовые дороги», многое может стать понятным.

Строительство обошлось, уверяет Александр Лебедев, в $50 млн за 1 км трассы, вместо $4—7 млн, заявленных швейцарской фирмой Intamin Transportation Ltd. изначально. Строительство осуществляла «Корпорация «Трансстрой».

Первоначально планировалось проложить монорельсовые дороги от метро «Новогиреево» до Николо–Архангельского кладбища, от метро «Выхино» — в жилой район Жулебино, а также из Крылатского до Красной Пресни с заходом в ту пору ещё проектировавшийся бизнес-центр «Москва–Сити». Однако от всех этих маршрутов решено отказаться. Правительство Москвы остановилось на маршруте с первоначальным названием «Тимирязевская» — «Ботанический сад».

Сейчас пассажиропоток в час от ВДНХ до Тимирязевской не превышает 50 человек, тогда как по расчётам должен был составляет до 7,5 тыс. человек в час в одном направлении.

За $220 млн, затраченные на постройку ветки монорельса, по подсчётам того же Лебедева, можно было бы провести метро в крупный «спальный» район, где проблема общественного транспорта действительно стоит крайне остро, либо закончить реализацию уже начатых проектов (для сравнения: стоимость строительства только одного перегона метро (3 км) с одной станцией может составить $180 млн).

А вообще, если верить программе развития Московского метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта и схеме развития городского пассажирского транспорта до 2015 года, подписанной Лужковым 5 лет назад, и городской целевой программе развития наземного городского пассажирского транспорта в Москве на 2007—2009 годы, деньги на организацию перевозки 10,5 млрд пассажиров в год были бы не лишними.

Как создавалась монорельсовая дорога

ОАО «Московские монорельсовые дороги» было создано Постановлением Правительства Москвы № 108 от 16.02.1999 г.

Первоначально в основу строительства был положен проект швейцарской фирмы Intamin Transportation Ltd. По мнению специалистов выбор зарубежной системы был произведён без достаточного технического анализа особенностей её эксплуатации.

20 ноября 2004 г. монорельс принял первых пассажиров, начав работу в «экскурсионном режиме».