До конца минувшего года заявить что-либо на охрану в качестве памятника культуры было легко. Любой гражданин мог заполнить в Москомнаследии бланк, и даже если заявку клали «под сукно», - у дома появлялась хотя бы первая степень защиты, гарантированная законом. Новая ведомственная инструкция меняет этот порядок.

В декабре председатель Москомнаследия Валерий Шевчук выпустил внутреннее распоряжение о регламенте подачи и рассмотрения заявок. Теперь заявитель должен принести в «одно окно» целый пакет документов: «историческую справку по объекту с указанием документальных и библиографических источников», не менее пяти фотографий и «ситуационный план» места. Это, во-первых. А во-вторых, заявление поступает на стол вновь создаваемой «комиссии по рассмотрению заявлений». Это не комиссия привлеченных экспертов, изучающая заявку по существу, а комиссия чиновников, изучающая ее по форме и решающая, принимать ли ее вообще.

Требование насчет пакета документов отсекает большинство потенциальных заявителей. Сочинение заявок становится делом специалистов, знающих, где лежит архивная информация, что такое ситуационный план и откуда его «скачать». Понадобится какая-то организация специалистов по образцу нотариальной службы, причем бесплатной, чтобы оформлять заявки. И ведь не просто заявки, а общественный энтузиазм. Тот энтузиазм, который наполнил картотеку Москомнаследия тысячью заявок.

Но даже наилучшим образом оформленный пакет документов может не пройти отборочную комиссию. Из текста распоряжения следует, что эта инстанция должна принимать во внимание согласованную ранее проектную документацию и прежние решения Москомнаследия по статусу объектов. Иначе говоря, комиссия будет заранее определять, стоит ли портить отношения с инвесторами из-за вновь открывшихся обстоятельств. Определять будут семеро штатных чиновников, один из которых прямо отвечает за согласование градостроительной документации по объектам, не имеющим статуса.

Главное и самое скверное - то, что заявка перестает быть средством оперативной защиты. Теперь невозможно решить дело за день-два, как это было, например, с оградой клиники Усольцева («Врубелевской»), не имевшей охранного статуса на момент посягательства. Фотографии принесли мгновенно, а серьезную историческую справку пришлось бы писать неопределенно долго, поскольку памятник был почти не исследован и едва введен в литературный оборот. Сегодня эта ограда, как вновь выявленный памятник, взята на охрану.

Нагромождению препон в новой инструкции соответствует нагромождение слов. Всегда легко смеяться над бюрократической прозой, но и не смеяться бывает невозможно: «По каждому из объектов принимается решение об отнесении объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, и первичном учете объекта в городском реестре...» Ей-богу, слово в слово.

Лозунг открытости и сближения с охранным сообществом, провозглашенный руководством Москомнаследия в 2006 году, отброшен не сегодня. Встречи сторон «за круглым столом» давно прекратились. Количество неудобных вопросов нарастает, а списывать на прежнее, уволенное руководство уже невозможно. Десятки участников «круглого стола», прошедшего ровно год назад, помнят публичное обещание Шевчука придать охранный статус Тверскому виадуку - замечательному памятнику, оказавшемуся на пути «Большой Ленинградки». И что нам делать с этим обещанием сегодня, когда уже принято решение о расширении, а фактически о полной перестройке виадука?

Несколько уважаемых экспертов работают в различных советах и комиссиях Москомнаследия, но председатель комитета волен не подписывать их совещательные протоколы. Эксперты выступают против сноса старой Соборной мечети, а руководство мусульманской общины - за, и мечеть едва ли удержит охранный статус. Прошлогодняя охранная заявка по дому тайного скита в Печатниковом переулке должна была остановить его снос, но рассмотрена только на этой неделе, после разрушения мемориальных помещений, и конечно же отклонена за отсутствием предмета охраны.

Федеральный закон гласит, что порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы, требования к подбору экспертов, перечень документов, порядок исследований и прочее устанавливаются правительством Российской Федерации. Речь идет о подзаконном акте, который сочиняется в правительстве уже семь лет. Только в отсутствие федерального регламента мог родиться нынешний московский. С появлением первого второй автоматически потеряет силу. Только на это и надежда.